среда, 8 сентября 2010 г.

Уход за виноградом. Удаление старых листьев и чеканка винограда

Тут я хочу осветить неохваченные мной зеленые операции, а именно дефолиацию (удаление старых листьев), чеканку винограда, удаление усиков.

Удаление старых листьев на винограде (дефолиация).
Честно говоря, понимание того насколько это важная штука в агротехнике винограда, мне пришло после прочтения “Физиологии винограда” под редакцией Стоева. Итак, в чем собственно суть. Каждый конкретный лист винограда эффективно вырабатывает ассимилянты на протяжении 70-100 дней. Затем он стареет, и получается так, что он на свою жизнедеятельность расходует больше питательных веществ, чем сам производит. То есть просто становится нахлебником. На практически всех фото кустов с хорошим урожаем видно, что листья винограда в зоне гроздей оборваны. И это связано совсем не с тем, что виноградарь хочет, чтоб на грозди светило прямое солнце (он как раз в большинстве случаев хочет чтобы оно на них не светило :) ). А это связано с тем что листья в зоне гроздей (а они выросли самыми первыми) просто состарились и их надо удалить.

Ну, это я знал давным-давно, но Стоев мне открыл глаза на некоторые подробности, о которых я не предполагал. А именно на то, что под конец вегетации к сентябрю месяцу, старыми становятся не только 1-5 лист, которые мы привычно обрываем в зоне гроздей, а стареют все листья вплоть до 13-го листа. Честно говоря, прочитанному я сразу не поверил, ведь у некоторых на одноплоскостной шпалере всего 10-12 листьев, они что, к осени уже ничего не ассимилируют? И вот в этом году я очень пристально наблюдал за процессом старения на сорте винограда Плевен. Для меня было визуально ясно старый лист или нет, старый вот такой:
Старый лист винограда


Так вот, к моменту созревания ягод, а это было 12 августа, на побеге было 9! старых листьев. Дальше я наблюдение прекратил, но и так ясно, что к сентябрю их будет 13, как и писал Стоев. То есть представьте себе на минуточку, что 9 листьев, а это треть всех основных листьев просто выключены в самый ключевой момент. Теперь особенно понимается важность пасынковых листьев и длины побега.

Ну, еще добавлю к этому, что у меня было визуально видно, что лист старый, когда он прожил 80 дней. Но думаю, что его и в 70-дневном возрасте можно обрывать.

Когда же обрывать листья у винограда? Вообще-то первый лист уже старый на начало июля. А листья появляются каждые 3-4 дня новый с начала мая. Но по одному листу удалять хлопотно, поэтому виноградари обрывают сразу все 5-6 листьев в районе грозди когда ягода начинает окрашиваться. Это конец июля - начало августа. Но первые 3-4 листа к этому времени уже давно не работают. Можно, например сделать так: первые 3-4 листа оборвать 10-15 июля, а 4-6-е - в начале августа.   

Чеканка винограда.
В книгах пишут, что чеканка проводится в август е месяце, когда верхушка побега распрямляется. Ну, на капельном орошении она естественно никогда не выпрямится, покуда полив будет :) Книги писались все же для неорошаемых виноградников. Да и при конкретном поливе и кормежке лоза прекрасно вызреет и без чеканки вроде. Но нет, опытные товарищи ее таки делают. И вот для чего собственно. Если ты понимаешь, через сколько времени ягода созреет, то какой смысл наращивать дополнительную листовую массу, когда она начнет давать отдачу только после созревания? По этому за какое-то время до созревания, например за недели 2 проводится глубокая чеканка. Поскольку пв идти больше некуда кроме как в ягоду, происходит ускорение созревания. А для себя я еще не решил, какие сроки лучше, 2 недели или 3 до созревания.

Нужно ли удалять усы на винограде.
По моему субъективному мнению удаление усов не приведет к заметной на глаз прибавке к урожаю. Но это я уже буду проверять на следующий год. Ну а действительно это необходимо делать, когда есть свисающий прирост. Иначе часть лозы, которая свисает, будет не равномерно размещена в пространстве, а как бы пучками, поскольку усы схватят соседние лозы. Некоторые обрезают усы, чтобы было удобно осенью, когда делается обрезка винограда, лозы сдергивать со шпалеры. Я лично так не делаю, мне не сложно сделать 2-3 дополнительных щелчка секатором по усам.
Update
Прошло 8 лет с момента написания этой статьи, но я так и не проверил, улучшит ли кондиции винограда удаление усов. Удалять их очень хлопотно, а выхлоп минимальный. Затраты труда и времени не оправданы, как мне кажется.
Еще статьи на тему Уход за виноградом. Зеленые операции.:
Уход за виноградом. Обломка винограда.
Нагрузка куста винограда
Уход за виноградом. Пасынкование винограда.
Облока винограда снятая на видео. Часть 2.
Нагрузка для молодого винограда для первых трех лет вегетации
Подвязка, пасынкование и оценка нагрузки куста зелеными побегами спустя месяц после обломки
Как восстановить плодоношение винограда, поврежденного весенними заморозками
Вегетация винограда в конце мая, также немного про болезни, обломку, прищипку и тд.
Уход за виноградом и его вегетация в июне
Раздвоение побега винограда, пасынки после прищипки, недостаток элементов питания

47 комментариев:

  1. Спасибо Коля, очень интересный блог ты замутил, с нетерпением ждем продолжения.... Даже жена внимательно читает...:)

    ОтветитьУдалить
  2. Ну раз даже жена внимательно читает, будем продолжать :)

    ОтветитьУдалить
  3. так держать!!!! ДАвай что-то про укрытие назиму и осенние процедуры...Юра Окоча...

    ОтветитьУдалить
  4. коля, привет. мне уже довольно много лет (60), но только в этом году полюбил виноград по твоей вине))). прочитал все что ты написал не один раз. спасибо все очень доступно. теперь попробую все на практике. у меня проблема где найти хороший сажанец. пока стараюсь сам заготавливать черенки (не знаю какой сорт и какого качества). я живу в Азербайджане г.Баку. у меня вопрос к тебе учитывая что я живу южнее на сколько то что Вы пишете применимо к нашей местности?

    ОтветитьУдалить
  5. Ну, если по моей вине полюбили виноград - это очень приятно! По саженцам, ну я все же далековато. Это вам надо хотя бы с волгоградцами или краснодарцами переговорить. А вы вообще интересовались какие у вас местные сорта люди выращивают? Мне, например, тоже интересно. А отличия у нас с вами огромные. Вам не надо виноград укрывать, можно обрезать на короткие рожки(если сорта не среднеазиатские). И вообще обрезку делать весной. К поливу отнестись более серьезно, сделать капельный полив. Количество обработок от болезней можно уменьшить.

    ОтветитьУдалить
  6. спасибо за советы. на сколько я знаю у нас выращиваются сорта аг шаны, кара шаны, агадаи. (фотки можно в инете посмотреть). их у нас выращивают прям на песчаной почве. так как у меня не песок а обычная почва хочу выращивать на шпалерах и на беседке. 5 января посадил черенки на открытый грунт. и еще хочу с 15 или 20 января выращивать саженцы для себя по Радчевскому дома на подоконнике.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас растет гораздо больше сортов, чем вы думаете :) Есть еще Ала Шаны, Сары Гиле, Кара Гиле, Пишраз, Кахраба, Кишмиши многих сортов и еще много чего. Всего порядка 400 сортов по Азербайджану. Выращивать виноград в условиях Баку одно удовольствие, если не считать частых сильных ветров, поэтому за пределами города, где нет преград сильным ветрам, на беседке практически не выращивают.

      Удалить
  7. и еще у нас растет карабурну. на сколько я знаю он и у вас растет. Карабурну - виноград и виноградарство в Украине.

    ОтветитьУдалить
  8. Ну, в Крыму растет, но в Киеве нет :) Поздно для нас. Насчет выращивания винограда из черенков - я в конце января буду вытаскивать их из погреба, ну и сделаю цикл статей, как я их укореняю. Метод Радчесвкого - это в банке с водой, если не ошибаюсь? У меня - намного проще и лучше.

    ОтветитьУдалить
  9. у меня нет черенков в погребе. Параллельно с тобой в конце января срежу с винограда пару черенков и попробую укоренять так как ты будешь делать. надеюсь получится.

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте, Николай. Я после Ваших статей, поняла, что я вообще все делаю неправильно. Живу на Южном Урале,знакомая отстрегнулв веточку, заставила меня посадить, Я порезала ее на2-3 почки и чтобы знакомая от меня отстала просто воткнула их в землю. И о чудо, из 4 веточек 3 принялись и теперь я, вроде как, виноградарь ( круто сказано!) В прошлом 2010году был по-моему и проходящих мимо людей мнению, хороший урожай. Но прочитав Ваши статьи и посмотрев видео, я поняла, что я просто издеваюсь над бедным виноградом. Спасибо, что Вы все очень подробно и доступно описываете и показываете. Как хорошо что я наткнулась на Ваш блок. Еще раз огромное спасибо!!

    ОтветитьУдалить
  11. Здравствуйте,Николай.Подскажите,пожалуйста,можно ли уже сейчас чеканить побеги на винограднике? Мне посоветовали чеканить,но я сомневаюсь,т.к.время проведения чеканки для ранних сортов-конец июля-начало августа,а более ранняя чеканка нежелательна,т.к. приводит к интенсивному росту пасынков,которые расходуют большее количество питательных веществ,чем верхушка побега,которую мы удалим(так пишут в пособиях по виноградарству).У меня одноплоскостная шпалера высотой 2,2-2,4метра,на некоторых кустах побеги свисают уже до земли,в результате чего ухудшен воздухообмен и солнечный режим кустов,что может способствовать развитию болезней.Что делать?

    ОтветитьУдалить
  12. Просто замечательный вопрос! спасибо! На некоторых кустах, что находятся у меня на беседке я прочеканил самые длинные побеги. Почему? Да просто потому что они заняли положенное им место и если будут расти дальше будут только мешать либо мне либо другим кустам. После чеканки они уйдут в пасынки, которые я прищелкну на 2-3 листа. Эти пасынки и будут кормить куст во время созревания винограда. Что же до вашего случая - у вас уже достаточно зеленой массы чтобы прокормить урожай. Так что смело чеканьте, но чтобы верхушка свисающего побега была где-то чуть ниже пояса (иначе хватанет болячки). Ну а потом 2 раза проведете посынкование - когда отрастут пасынки на 2-3 листа и когда полезут пасынки второго порядка - те ломайте сразу под корень. А, и усики на свисающих побегах удалите - чтоб не переплетались.

    ОтветитьУдалить
  13. Большое спасибо за совет! Завтра же приступлю к чеканке. Ида.

    ОтветитьУдалить
  14. Здравствуйте Николай, поясните пожалуйста для бестолковых...
    если постарели почти все листья и их оборвать, а как же без них? голая лоза???
    с уважением Николай

    ОтветитьУдалить
  15. Ну, если сейчас постарели, то уже и время им, ничего не делайте. Но я видел и в августе когда на побеге в 12 листьев, 2/3 из них старые. Это говорит о том что листья работают на износ и длинна побега явно маловата. Увеличивайте количествл листьев на побеге. Ну и если листья стареют до созревания - то все их надо оборвать.

    ОтветитьУдалить
  16. Большое спасибо за ответ,если можно подскажите еще... У меня на некоторых кустах нет вообще листьев а на некоторых как летом зелень хоть и побеги длинные, может их сейчас обрезать как надо чтобы дозрело что нужно а то времени уже маловато...
    буду благодарен за ответ
    с уважением Николай

    ОтветитьУдалить
  17. Я хочу сказать, что сейчас для вызревания лозы делать что то поздно. У меня уже лично от сегодняшнего заморозка лист весь опал. А начинать заниматься этим делом нужно в августе, читайте мою статью про чеканку в разделе "Зеленые операции"

    ОтветитьУдалить
  18. понял,... хоть и не все. Большое спасибо.
    с уважением Николай.

    ОтветитьУдалить
  19. Здравствуйте Николай,честно сказать всегда чеканкой пренебрегала,пасынки попрут однозначно.А не проснутся ли спящие почки несущие урожай будущего года?Заманчиво конечно ускорить созревание урожая,но и навредить не охота.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все верно, попрут пасынки однозначно если нагрузки гроздями не будет. Но если на побеге висит по 2 грозди и каждая хотяб по килограмму.. :) не до пасынков уже винограду будет :)

      Удалить
  20. Две грозди на побег много,все сорта сейчас крупноплодные,плюс орошение питание,перегруз получится.Если конечно устроить хорошую кормежку то может и вытянет по две грозди,но с учетом сортовых особенностей, подкормку надо правильно рассчитать с этим у меня пока трудности.Анализ почвы на винограднике не делала(дороговато и хлопотно)а чего и сколько вносить?Все примерно на" глаз",если есть наработанная методика поделитесь пожалуйста.Чеканку тоже пока не совсем поняла,наверное тоже имеются свои нюансы.Простите за дотошность ну очень хочется разобраться.

    ОтветитьУдалить
  21. Если есть капельное орошение то нормально 2 грозди на побег. Анализ я тоже не делал, но и так знаю какая у меня кислотность, по растениям. А удобрения даю по полной, на участке где песок. А нормы посмотрите в моей статье Удобрение винограда

    ОтветитьУдалить
  22. У меня на 15 мая на кустах по 12-13 листов,что же мне 25 июля их нужно все удалить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Старые листья хорошо видны, они становятся дубовые и начинают желтеть. У меня 12-13 лист таким становится к началу сентября(но к этому времени 30-35 листьев, и эти 12 уже не так важны). А у вас наверно в конце июля. Чтоб вы не пугались что столько удалять надо, удаляйте только те, которые кажутся старыми визуально. А если у вас всего на побеге 12-13 листьев, как у многих, у кого одноплоскостная шпалера, то мои советы не для вас.

      Удалить
  23. Коля,спасибо.Хотя все кого я знаю оставляют именно 12-13 листов(верхняя проволока 2плоскостной шпалеры),я стараюсь идти по вашим советам и сейчас сделал чеканку на кустах,ягоды которых покаэали цвет (может рано?),оставив 27-30 основных листов и по 2пасынковых в каждом узле.А на кустах,которые на мой взгляд более поздние,коронка загнутая и там более 30 основных листов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, видите жара какая, так рано показали - замечательно. Ну раз у вас много листьев, то смело делайте дефолиацию. Удаляйте те листья, которым 2 месяца, вы ж примерно знаете, когда они появились.

      Удалить
  24. Спасибо.А вот что пишут на форуме известные волгоградские виноградари БЕЛИКОВА и ПУЗЕНКО. На вопрос,что делать с лозой, когда она достигла верхней проволоки шпалеры-Беликова:'Прищипните. И больше в рост не пускайте'.Кто-то засомневался и рассказал про козырки,на которых лоза продолжает рост и друг другу не мешает-Пузенко:'Я тоже так раньше думала, а потом увидела, что чем длинее будет лоза над кистью тем меньше будут кисть и ягоды ни за что не хотят развиваться в приличные- остаются маленькими и спеют.... Парадокс, но я его наблюдаю ежегодно, почесывая затылок в выборе- лоза или урожай?'

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы забыли один маленький нюанс. Беликова и Пузенко держат одну кисть на побег и им достаточно тех листьев до первой проволоки. А я тут рассказываю, как выращивать 2 кисти на побеге. Урожайность выше, но агротехника совсем другая. Это первый применил Сергей Сидоряка, я же просто перенимаю его опыт.

      Удалить
  25. Т.е.если оставлять 1 кисть на побег(а Вы всегда об этом говорите при отсутствии капли),то нужно просто выщитывать количество листьев,необходимых для прокорма конкретной кисти ,добавлять процентов 10 на всякий случай и зто и будет правильная и необходммая длина побега. Не так ли?

    ОтветитьУдалить
  26. Здравствуйте Николай с плодоносящим виноградом вроде все понятно за 2-3недели до созревания прочеканить,а как быть с первогодками подскажи пожалуйста?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прочеканить 1-го августа, если за 3м выросли, если меньше, прочеканить 10-го августа.

      Удалить
  27. Здравствуйте Николай. Подскажите пожалуйста как часто поливать виноград после чеканки в августе-октябре (Крым).Кусты разного возраста от 1 до 6 лет и разного срока созревания. С середины апреля по июль поливали 60л под куст + подкормки раз в две недели, в июле каждую неделю.Первые два куста уже объели, Молдове еще висеть два месяца, есть и промежуточные.Просветите пожалуйста начинающего "виноградаря".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, уже поливы надо уменьшать, пусть лоза зреет. Но без фанатизма, если дожей совсем нет, поливайте не раз в неделю, а раз в 2 например. У себя же я буду лить 5-10л на куст, чтобы только подкормка впиталась.

      Удалить
  28. Александр "круглик"14 августа 2012 г. в 09:20

    Коля привет,а ты чеканишь посадки первой вегетации?и удаляешь листья на винных сортах?
    Я в этом году попробовал чеканить виноградник как только побеги перерастут верхнюю проволоку на вытянутую руку.Первую чеканку сделал в июне и так каждые две недели,пока доволен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Молодежь чеканю обязательно. До винных руки не доходят, и так со столовыми не успеваю. Ну, в целом правильно, если одну гроздь на побеге держишь.

      Удалить
    2. хоя лоза была толще карандашаи вот сейчас на кодрянке гонит четыре мощные лозы .уже около 4 метров.пасынки выщипываю-что я делаю мЗдравствуйте Николай,я новичек,вот в прошлом году посадила первых три куста виноградаЛОРА,МУСКАТ ЛЕТНИЙ И КОДРЯНКА,так как и сказали гнала одну лозу,осенью обрезала ,укрыла,весной этого года на лоре и мускате были около десятка гроздей -удалила-оставила по одной-которые прищипнула больше половины,на кодрянке гроздей небыло вообще-ожет не так и что с ними делать дальше.все пишут ,что им понятно все.а я толком понять не могу ,что же с ними делать дальше

      Удалить
    3. Надо было на каждом побеге по грозди оставить. Я так понял что вы на всем кусте. В этом году у всех лоза прет очень сильно из-за дождей. Больше 4м лозы нечего выращивать. Прочеканьте( сломайте верхушку с верхними 4-мя листиками) и так же пообламывайте верхушки пасынков(на каждом пасынке по 2 листа оставьте). Как будут пасынки снова лезть - опять обламуйте.

      Удалить
  29. Здравствуйте Николай. Живу в Брюсселе. Уже более 5 лет пытаюсь акклиматизировать виноград из Баку ( белый Шаны, может знакомы). Из семи саженцев остался один, но он вроде развивается не плохо ( высота 1,5 метра. Моя проблема в том, что мало солнца. Хочу сейчас, пока не поздно, пересадить этот куст на другую сторону дома, где очень солнечно. Вопрос: не погублю ли этот единственный куст? И как это можно сделать? Вообще то вопросов у меня много, но пока ограничусь. Спасибо за ответ.

    ОтветитьУдалить
  30. Коля, привет! Снова подписался на Ваш блог! Просматривая видео, заметил кусты, замульчированные черным агроволокном. Скажите, есть ли об этом статья в Блоге? Если да, то дайте ссылки или хотя бы месяц (год) назовите. У меня не получается найти. Хотелось бы почитать, насколько существенна разница в развитии виноградного куста без мульчи и с мульчей из агроткани. Респект за блог, продолжайте в том же духе!))
    Владимир Петров, Старый Оскол

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Статьи нет к сожалению. Надо написать )) Еу а выигрыш несомненный - там где капельная лента - бурьяны как на дрожжах ростут. А так лента лежит на спанбоне. А если бы вы знали какая под ним почва становится пушистая, как творог!! Без лопаты можно всунуть руку по кисть.

      Удалить
  31. Николай здравствуйте, у меня такой вопрос: на Лучистом с весны на одном кусту не равномерно развиваются побеги, сейчас длина на самых длинных 4 м. Вопрос: поможет ли чеканка самых длинных побегов усилить рост слабых? на побегах по 1 грозди прищипнутой с низу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, чеканьте длинные. Но возможно, там где слабые побеги - повреждена старая древесина. Лучше те ветви вырезать осенью.

      Удалить
  32. Кожен рік здається все зрозуміло з ростом винограду. Але кожен рік виникають все нові і нові запитання. Читаю, перечитую ваш блог (настільна книга) Миколай,- дуже подобається, дякую. Всі мої питання - відразу ваші відповіді. Може пропустила, але ще питання виникли: 1) тріснула кора на сопілці, що не так? Що робити з цим? 2) вскрилися бруньки наступного року. Верхні зрозуміло, а от друга знизу... Що з цим робити при обрізанні восени.

    ОтветитьУдалить
  33. сопілці читати стрілці (зелений пагіг)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тріснула кора на стрілці, це я так розумію на дворічній деревині. Це може бути від морозу взимку або від різкого старту зелених пагонів на ній. При обрізці краже видалити, ви праві.

      Удалить