среда, 30 июня 2010 г.

Нагрузка куста винограда

Побег с прямой верушкой
В этой статье речь пойдет о нагрузке винограда, а именно о том, сколько побегов оставлять на винограде и сколько гроздей оставлять на каждом побеге. Про то, сколько листьев оставлять на побеге винограда, статья Сколько листьев оставлять на винограде.

Вот новое видео этого 2019 года, про обломку и сколько побегов оставлять на винограде. Так же тут я рассказываю про мое ноу-хау, которое позволяет практически со 100% вероятностью определить кол-во побегов, кторые надо оставить.

А теперь продолжим. Поехали. Я подразделяю нагрузку куста на 2 части: нагрузка гроздьями (менее важная) и нагрузка побегами (более важная и более сложная). Я лично по нагрузке побегами на некоторых кустах до сих пор делаю ошибки. Сразу хочу обратить внимание на то, что некоторые считают, что на кусте обязаны присутствовать холостые побеги. В 2008 мы делали экскурс в Запорожскую область, там я видел виноградники, которые меня потрясли. Один из них моего товарища Сергея Сидоряки. Так вот, там не только отсутствовали холостые побеги, там на каждом побеге было по 2 грозди и каждый побег кормил от 1 до 4кг. С тех пор я всячески стараюсь добиться если не 4, то 1,5-2 кг с одного побега.



То есть моя задача прокормить 2 грозди на побеге. В данном случае я бы сказал, что холостые побеги оставлять даже вредно. Для такой нагрузки идет серьезная кормежка, все побеги нагружены одинаково, а холостые, поскольку кроме верхушки им кормить нечего, начинают жировать. То же относится к побегам из замещающих почек – на них, как правило, гроздочки маленькие, и тоже начинают жировать. Вспоминаем, что написано в литературе – их надо выламывать. А ведь не зря написано!
Тут я хочу показать пример нагрузки на этом конкретном кусте винограда.


Куст винограда Бригантина

К сожалению, это фото уже после нормировки (пронормировал а потом вспомнил что хотел сфотографировать, ну ничего, зато сфоткал, что удалил). На этом кусте при выдвижении вторых соцветий(10 мая) я оставил 23 хорошо развитых побега. На тот момент мне это казалось правильным.

Тут хочу обратить внимание на критерии, которые четко сигнализируют на состояние куста, перегружен он или нет, если нет, то как сильно его можно нагрузить. Первый и самый важный сигнал, это коронка побега. Она должна быть загнута.


Побег винограда с загнутой верхушкой

Если она разогнулась на некоторых побегах, то они должны быть удалены. Если она разогнулась на всех побегах, дело плохо, очень сильный перегруз. Тут уже речь идет, будет ли урожай в следующем году или нет. Так как все питательные вещества идут на гроздь, на закладку соцветий на будущий год не идет ничего. Современные сорта этот урожай конечно вытянут (правда он созреет поздно и ягоды будут не сладкими). Беда в другом - не будет соцветий на следующий год и куст не отложит запас питательных веществ (пв) на зиму, уйдет очень ослабленным. Может легко вымерзнуть, а если даже не вымерзнет, то не из чего давать старт почкам весной. То есть вместо 100% проснется 20% почек, соответственно они выработают пластику на 20% корней – вот вам и корнепад. У меня перегруженные однажды кусты возвращались в свои кондиции только на 3-ий год после перегруза.
Теперь о том, почему собственно надо выламывать полностью побег с распрямившейся верхушкой, ведь можно просто удалить с него гроздь. Ведь куст потратил много пв на его рост, а так готовые листья, работающие на куст. Ан нет, дудки! Когда я так делал, побег как был в замороженном состоянии, так и оставался, а остальные побеги не стали расти более интенсивно – кусту не было никакой пользы. И наоборот, когда такие отморозки полностью выламываешь, остальные побеги показывают стремительный рост.

Остальные критерии – это размер листа и толщина зеленого побега у основания, но об этом дальше, на примере.

Итак, возвращаемся к моему кусту. В этом году я типа перешел на капельный полив винограда. Но оказалось, что мой старый подкормочный узел, который прекрасно работал на гектарах на овощах в прошлом году, на моих 3 сотках не работает, не хватает водостока. Пришлось заказывать пропорциональный насос. Пока он приехал.. Короче первую подкормку винограда я сделал 19 июня. Поскольку куст не кормился, и размер листа был соответствующий, вот такой:


Лист Бригантины при недостаточны подкормках

А должен быть вот такой:

Лист Кодрянки при правильных подкормках

или такой:

Лист Аркадии при правильных подкормках

Плюс ко всему коронки на всех побегах хотя были еще загнуты, но как-то начинали выпрямляться. Плюс 8 побегов из 23 стало в росте. Я уже было подумал, что придется оставлять по одной грозди на побег. Это было 19.06. Когда же я приехал через неделю, то обнаружил побеги активнорастущими - подкорка через фертигацию + хорошие дожди сделали свое дело, осталось только подкорректировать нагрузку. Все 8 побегов, ставшие в росте были удалены, вот они:

Удаленные при обломке лишние побеги на кусте винограда

А признаки, по которым они были удалены вот.
Тут коронка совершенно прямая:

Побег винограда с прямой верушкой

Тут вообще нет точки роста:

Побег винограда вообще без верушки

Тут побег значительно отстает в развитии (170, когда все остальные 240 примерно):

Удаленный побег винограда отстающий в развитии
А вот просто фото выпрямившейся верхушки(не этого года):

Побег винограда с прямой верхушкой

Почему же пришлось удалять уже можно сказать лианы да еще в фазе гороха? Это ж сколько пв на ветер! А ошибка была вот в чем – оставил слишком много побегов при обломке, перегрузил побегами куст. В прошлом году на этом кусте было 13 побегов. А я на этот год оставил 23. На моих бедных песчаных грунтах нельзя резко увеличивать нагрузку зелеными побегами почти в 2 раза. В год надо увеличивать на 2-4 побега. Оставил бы сразу при обломке 16-17 побегов, и динамику роста не потерял бы, и лист бы нормального размера вырастил.

Да и хочется сказать вот что, посмотрел я на результаты первой подкормки через фертигацию (мастер 15-5-30), которую неделю назад сделал – капельный полив, похоже, исправит многие мои ошибки с нагрузкой :)
Тут я хочу привести цитату нашего коллеги из Саратова Юрия Анатольевича Малоземова. Он пытался оставлять по 2 грозди на побег, но получил отрицательный результат:

Вчера супруга начала проводить нормировку гроздей и обнаружила очень неприятную ситуацию. В свете нашего диалога с Киушиным Н.А. я в этом году оставил на лучших побегах по две грозди на побег (провел эксперимент по увеличению нагрузки побегов). При нормировке выяснилось, что на побегах с двумя гроздьями завязь очень плохая, более того, сами побеги отстали в развитии, несмотря на то, что они были лучшими. Пришлось эти побеги с плохо развитыми гроздьями удалить на всех кустах.
В Саратове не все сорта вытягивают нагрузку в две и более грозди на побег. Рекордсменом у меня был 15-летний куст Алешенькиного, который без проблем вытягивал и 3 грозди на побег. Практически все сорта местной селекции
отлично справляются с двумя гроздями на побег. Все "южные" сорта вытягивают только по одной грозди на побег.
С уважением, Малоземов Ю.А.
Что, как мне думается, произошло в его случае. Так как мы с ним длительно общались, я знаю, что Юрий Анатольевич выращивает мощные кусты с большим количеством побегов, по моему около 40 побегов на куст. При такой нагрузке побегами 2 грозди на побег не потянет ни один сорт, так как нет резкого старта и побег не успевает набрать нужную листовую массу до цветения. А теперь представим что на таком кусте оставить 20 побегов. До цветения куст будет чувствовать себя недогруженным и гнать лозу и листья в рост бешеным темпом. Как только ягоды завяжутся он резко получает двойную нагрузку и все становится на свои места. Но за это время на каждом побеге успело нарасти вдвое больше листовой массы чем при нагрузке в 40 побегов. На самом деле количество листовой поверхности будет одинаково что для 20(листья крупнее, побеги выше, выросли пасынки), что для 40(листья мельче, побеги ниже, пасынки слабые). Но  на том же место, которое занимает один куст в 40 побегов с одной гроздью можно  посадить 2 куста по 20 побегов с двумя гроздьями. Урожайность с аналогичной единицы площади подымется в 2 раза.

Но оставлять по 2 грозди на побег не имея капельного орошения - это все же большая авантюра. В 2008 я так делал, и был, честно говоря, на гране фола, кусты еле выдерживали такую нагрузку. Да и запарился кормить вручную ведрами и шлангом.

Ну а это наш куст с почти созревшим урожаем. На 06.08.10. Результатом я в целом доволен. Куст вытянул нагрузку и каждый побег имел от 30 до 38 основных листьев.


Куст Бригантины с урожаем

Еще статьи на тему Уход за виноградом. Зеленые операции.:
Уход за виноградом. Обломка винограда.
Уход за виноградом. Пасынкование винограда.
Уход за виноградом. Дефолиация и чеканка винограда
Календарь работ по уходу за виноградом на 2011 год.
Облока винограда снятая на видео. Часть 2.
Нагрузка для молодого винограда для первых трех лет вегетации
Подвязка, пасынкование и оценка нагрузки куста зелеными побегами спустя месяц после обломки
Как восстановить плодоношение винограда, поврежденных весенними заморозками

41 комментарий:

  1. Спасибо за интересную информацию. Форум читаю и учусь, но Ваша информация более откровенна, по сравнению с некоторыми Вашими товарищами по Форуму. И написана очень доступно.Xelena.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Xelena. Ну, эту агротехнику винограда, которую я пытаюсь освещать, используют люди выращивающие виноград на рынок. А они не очень заинтересованы, чтобы их потенциальные конкуренты могли получить информацию об этой агротехнике выращивания винограда.

    ОтветитьУдалить
  3. Коля, большое спасибо за блог.Все описано просто и доступно, в особености для начинающих,кем и являюсь.У меня вопрос как быть с двойниками которые ростут с почки? и после чеканки за две недели до созревания не пойдут в рост спящие почки? Заранее спасибо. Вадим. Мелитополь.

    ОтветитьУдалить
  4. Все двойники надо удалять при майской обломке - это обязательно. Иначе, при нормальной нагрузке основной побег будет отставать в росте, а двойник переть сильно - на нем ведь гроздей нет либо они маленькие.
    Второй вопрос: Не пойдут, так как даже у меня на капельном поливе этого не происходит. Просто в это время все питательные вещества идут в грозди (а они уже довольно большие к тому времени) и кусту хоть бы их прокормить, какие там пасынки.

    ОтветитьУдалить
  5. Добрый день,Николай!Прочитала весь блог с большим интересом.Очень много полезной информации.Большое вам спасибо!Выращиваю виноград для рынка в Крыму.Вопрос по нагрузке: какое количество побегов вы порекомендуете оставлять на взрослом кусту(5-9лет)после обломки,если холостые побеги удалять,а на побегах сучков замещения соцветия оставлять?Виноградник неукрывной,поливной,формировка среднештамбовая веерная четырехрукавная,площадь питания 6,25кв.м т.е.2,5м на 2,5м.Подкормки минеральными удобрениями.

    ОтветитьУдалить
  6. Если виноградник поливной, то можно грузить 1 побег 2-мя гроздями. Ну а если нагрузка 2-мя гроздями, то количество побегов надо уменьшать. Я считаю, что надо 20 побегов на куст на бедном грунте. А если чернозем, то 25 я думаю. Сучок замещения грузить также как и другие побеги. А сколько побегов у вас на кусте сейчас?

    ОтветитьУдалить
  7. Добрый день!Спасибо за ответ.Плодоносящих кустов у нас около 70штук, остальные подрастают.Количество побегов я оставляю в зависимости от силы роста куста,всегда присутствовали и холостые.На многих кустах побеги жировали.В этом году обязательно воспользуюсь вашим советом по нагрузке побегами.Насчет 2-х гроздей на побег что-то боязно.Мне ведь надо вырастить ранний рыночный урожай.Органических удобрений нет,почвы глинистые карбонатные.Хотя на нескольких кустах можно попробовать.Ида.

    ОтветитьУдалить
  8. P.S.Побегов на кустах 35-40.Ида.

    ОтветитьУдалить
  9. Ну органических удобрений нет, а минеральные? А капельный полив есть? Если нет - то только по одной грозди на побег.

    По поводу количества побегов на куст, попробуйте на нескольких кустах уменьшить их на 10-15. А осенью напишите про результат. Но я даже сейчас могу сказать, что виноград поспеет чуть раньше.

    ОтветитьУдалить
  10. Виноград выращиваю 10 лет.Форум читаю с 2007. Перешел на свисающий прирост, и короткую обрезку на кордоне.Результат 2010г убил соседей и знакомых наповал. Спасибо за ЧЕСТНЫЙ рассказ.

    ОтветитьУдалить
  11. Не совсем понял, что вы имели в виду под свисающим приростом? Зеленый побег идет сначала вверх, потом вниз, или просто все побеги растут вниз с высоты 2м?

    ОтветитьУдалить
  12. Николай, посоветуй как заполнить вертикальную шпалеру выстой 3 метра с козырьком 1,5 м. длина шпалеры 12 метров?

    ОтветитьУдалить
  13. ... Добавлю, виноград не укрывной, в районе севера Краснодарского края, г. Ейск.

    ОтветитьУдалить
  14. О, я такую шпалеру приветствую - это то, что даст большие урожаи! Ну а заполнять, вы имеете ввиду густоту зеленых побегов на шпалере, густоту посадки кустов винограда или формировку кустов?

    ОтветитьУдалить
  15. Формировку и как следствие густоту посадки.

    ОтветитьУдалить
  16. Ну, все же прочитайте мои статьи по посадке и формировке винограда. Есть у меня одна идейка, специально для вас. Но чтобы понятно было - рисовать надо. Ну а пока садите кусты через 1,8м - не ошибетесь. Но сразу хочу предупредить, что в этом случае вам надо будет четко удалять старые листья. Прочитайте кстати еще статью про дефолиацию в разделе зеленые операции. А я как-нибудь специально для вашего случая статью по формировке с картинками напишу.

    ОтветитьУдалить
  17. Ваша формировка если я правильно понял - 4-х рукавная веерная, с диной рукавов 1 метр, с плодовой стрелкой в 12 почек и сучком замещения в 4 почки... буду разбираться. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  18. Да, на этом конкретном кусте такая. Но вообще-то я стремлюсь к двухрукавной с двумя плодовыми звеньями на рукаве. Просто 4 рукава не очень удобно укрывать на зиму когда они толстыми становятся.

    ОтветитьУдалить
  19. Николай, огромное спасибо. Я так долго искал толковую информацию по этому вопросу. С уважением...

    ОтветитьУдалить
  20. Здравствуйте Коля а на какую вегетацию(сколько лет кусту)Вы оставляли 23побега?

    ОтветитьУдалить
  21. Кусту лет 10, но он практически с нуля восстанавливался после зимы 2006.

    ОтветитьУдалить
  22. Здравствуйте,Коля!Если оставлю на 7-ти летнем кусте Лоры 20 побегов, то 20 кистей,думаю,мало,а 40 много...Как Вы порекомендуете разместить 25-27 кистей на 20-ти побегах?На каких по две-от головы куста? Виноградник поливной,4-х рукавный, удобрения-минеральные. Мелитополь.

    ОтветитьУдалить
  23. Поливной, это как, есть капельное орошение или нет? Просто я уже писал в какой-то из статей, что нереально без капельного полива вытянуть 2 грозди на побег. Я имею в виду 2 грозди на каждом побеге. Я лично, при обычном поливе этого сделать не смог.
    Вы можете конечно сделать так как вы говорите, так как вы ж куст хорошо знаете, но те побеги что с 2-мя гроздями скорее всего станут в росте. Короче, вердикт такой, есть капельный полив с фертигацией - смело оставляйте по 2 грозди на каждом побеге, если полив обычный - по одной. Но, сами ж наверно знаете, это ж Лора - вторые грозди обрвите только после цветения. Хто его знает как она завязаться может..

    ОтветитьУдалить
  24. Спасибо! А полив подземный-по перфорированным трубам,уложенным в междурядьях-на глубине 40-45 см. Мелитополь.

    ОтветитьУдалить
  25. А, здорово! А подкормочный узел есть?

    ОтветитьУдалить
  26. Концентрированный р-р удобрений добавляется в поливную воду из обыкновенной 200-от литровой бочки через врезанный шланг.Спасибо! всем классного урожая! Мелитополь.

    ОтветитьУдалить
  27. А, ну в целом подкормки через капельную систему делаете. Думаю, вы можете смело оставлять 2 грозди на каждый побег, но при этом количество самих побегов нужно уменьшить. Если 20 было оптимально для старой схемы нагрузки, то думаю 15-17 будет нормально для новой.

    ОтветитьУдалить
  28. Зраствуйте Коля.Я новичок виноградарь.Сорт винограда Аркадия,Лора,Кадрянка,возраст-4 года.Подскажите пожалуйста сколько гроздей оставлять чтоб гроздь и ягода были хороших размеров и сколько вообще кг, можно снять с куста при хороших подкормках?Заранее Благоларна

    ОтветитьУдалить
  29. Не, ну вы хотите чтоб я в двух словах написал то, что у меня поместилось в 40-ка статьях :) Но если уж очень кратко, оставляйте одну гроздь на побег и кормите, кормите, кормите.. Ваша задача чтоб на побеге за сезон выросло 25 листьев (для тех кто оставляет 2 грозди на побег - надо 30-35).

    ОтветитьУдалить
  30. Очень благодарна,спасибо за помощь.Буду пробовать

    ОтветитьУдалить
  31. Добрый день, Коля. Вопрос следующий: омолодил 4 куста на черную голову. За сезон вырастил 4 побега, диаметр у основания примерно 12 мм. Осенью в короб внес на куст по 100 г суперфосфата, 50 г калимагнезии и 2 ведра куриного помета, перекопал. Междурядья заняты овощами, земли маловато. Приходится вносить в короба. Как грузить такой куст? Сколько побегов на рукав?
    Заранее спасибо. Борис, Харьков.

    ОтветитьУдалить
  32. Очень мало данных про куст. Сколько ему было лет? Сколько побегов он до этого тянул? Какая почва? И потом, если ударит засуха, то весь этот куряк будет лежать мертвым грузом. Так что я никак не могу сказать сколько побегов может прокормить данная подкормка.

    ОтветитьУдалить
  33. "Очень мало данных про куст."
    Виноват, в следующий раз буду подробне описывать обстановку.
    Кусту 15 лет. Грузил по от 15 до 20 побегов, нагрузку,на мой взгляд, держал нормально. Почва - чернозем. По поводу прикопанного куряка. Конечно я не буду сидеть сложа руки и ждать урожай. Я помню про 40 л под куст при подкормках и о калийных удобрениях на стадии созревания. Это вроде само собой разумеется.
    Кстати, попутный вопрос немного не в тему. Как учитывать осеннее внесение удобрений в почву при летних подкормках? Какое их количество будет использовано корневой системой, неясно.
    Заранее спасибо. Борис, Харьков.

    ОтветитьУдалить
  34. А, ну если чернозем, то оставьте 12 побегов (по 3 на каждом). Должны пойти, но если сразу после цвететия некоторые станут в росте, то их удалите. Как учитывать осеннее удобрение, сложно сказать, я лично не учитывал, хотя под некоторые кусты вносил по тачке органики осенью.

    ОтветитьУдалить
  35. Ну а это наш куст с почти созревшим урожаем. На 06.08.10. Результатом я в целом доволен. Куст вытянул нагрузку и каждый побег имел от 30 до 38 основных листьев (Николай Киушкин)
    Как уже упоминалось, побегам плодовой части житья вообще не дают. И правильно, иначе каждый из них вымахает на 3–4 метра и даст десяток метровых пасынков. Ну, если куст не такой сильный, то вдвое меньше, но даже и это – полсотни листьев! И весь их фотосинтез уходит на то, чтобы создать никому не нужный метраж этих джунглей. А для созревания грозди достаточно 3–5 листиков!

    Вот к этому и нужно стремиться. Куст надо полоть. Иначе вся сила его уйдет в древесину, а не в плоды. Вспомните правило Гоше № 12! Кроме того:

    1. Когда над кистями вырастет примерно метр побегов, нужно их переполовинить, оставив над кистями по 3–5 листьев. Говорят, можно без ущерба оставить всего по одному(Курдюмов )
    Так кто же всё таки прав?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "оставив над кистями по 3–5 листьев" - это полный бред, уж извините. Эти листья смогут прокорить гроздь в 150-200г и все. Я такое видел у своих соседей, ягоды кодрянки размером в 2 рисинки. Если оставляется одна гроздь на побеге 700-1000г, то надо иметь 15-20 листьев, а если 2, то 25-35, в зависимости от кол-ва пасынковых листьев.

      Удалить
  36. Я такого же мнения.Теперь к советам "спеца" Курдюмова буду относиться более критически- не всему можно верить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По "Курдюмова"товарищ один ,оставил три листа,осенью я зашел посмотреть,на всех побегах по пол грозди! Зауралье.

      Удалить
  37. коля ,молодец хорошо обьясняешь.

    ОтветитьУдалить
  38. Здравствуйте Николай!
    У меня к вам два вопроса на которые я надеюсь вы мне поможете с ответом.
    1. На молодом кусте (3 года) было оставлено 14 побегов(плодоносных 13) все шло нормально до середины июня, а потом на некоторых побегах начались выпрямляться коронки, я увеличил полив(раз в 5 дней при температуре 33 гр.) и подкормки. Смотрю рост возобновился и куст «ожил», но через неделю увидел лопнувшие зеленые ягоды, признаков оидиума не наблюдаю. Как вы думаете, могут ягоды потрескаться от обильного полива? А если уменьшить полив останавливается рост побегов. Что делать?
    2. На другом кусте ситуация другая. Есть тройка явно сильных относительно других побегов. Уже сейчас длина более 3 метров, а остальные 1-1.5 метров. Что мне сделать с этими, на мой взгляд жирующими побегами чтобы как-то притормозить их рост?
    Заранее спасибо. Станислав г. Астрахань.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люблю вопросы по нагрузке)) Ну в первом случае - надо избавляться от того сорта. Рвет ягоду, а без обильного полива вам не получить хороший урожай, у вас же жара не детская! Что за сорт кстати? 2. Эти жировики нужно прищипнуть - пусть почки закладывают, а не зеленку гонят. Полезут пасынки - их тоже

      Удалить