понедельник, 14 мая 2018 г.

Как восстановить плодоношение винограда, поврежденного весенними заморозками


Эти рекомендации будут особенно актуальны для северных регионов и для винограда, растущего в холодных микрозонах, как у меня.

Начиная с 2013 по 2017 каждый год виноград били весенние заморозки в той или иной силе. Не помню, какие по силе они были в 2013, 2015 и в 2016, но 2014 и 2017 они приводили к 100%-му вымерзанию всей зеленой лозы.  Чтобы выбились новые зеленые побеги надо 2-3 недели. Например в прошлом 2017 заморозок был 11 мая, + 2-3 недели -  то есть вегетация началась в начале июня. Дело еще усугубляется стабильно ранними осенними заморозками, происходящими с 25-28 сентября в последние годы. То есть безморозный (а значит вегетационный) период стал довольно коротким.

Хочу рассказать 2 истории, про моего товарища и мою. Но сначала по сути, мою.

В 2016-м майский заморозок накрыл виноград, а к 25 сентября, первому осеннему заморозку, все лозы стояли зелеными без листьев, не было ни одной вызревшей почки.  В тот год я проводил обычные зеленые операции(пасынкование, чеканку 10 августа) ну и прищипку во время цветения на сорте НПЗ (см статью Прищипка верхушек винограда во время цветения и вызревание лозы). Стояли такие мощные красивые зеленые лозиняки, но абсолютно не способные перенести зиму. 


В 2017 я дал последний шанс виногрду на низинном участке, не будет вызревания лозы – выкорчую. И вот что я делал. В каждый мой приезд, начиная с середины июня (это было в среднем раз в 3 недели) я обламывал все пасынки под корень и, самое главное, верхушки побегов на всех сортах. И это сработало! 


Лоза вызрела на 8-10 почек. Конечно, повезло с теплым сентябрем, но первый осенний заморозок случился в обычные для последних годов сроки - 27 сентября. Тут правда есть нюанс, очевидный для меня, но может не для всех. Когда обламываешь точку роста побега, через 3 недели у тебя уже будет от 2 до 5 точек роста. Всех их, кроме самого верхнего надо удалить, а это уже полметровые лозиняки. А верхний снова прищепить.  Конечно идеально такое делать в 1-2 недели, но у меня чаще приезжать не получалось.

Теперь про физику процесса. Когда я начал делать прищипку во время цветения на сорте НПЗ, я заметил, что на прищипнутых лозах закладывается не только больше соцветий будущего года, но и лоза вызревает на большее количество почек. Верхушка на себя питательные вещества не тянет, они идут в листья под прищипкой (они всегда очень крупные), в формирование зачаткоа соцветий в почках будущего года, и похоже, откладываются в самом зеленом побеге. А осенью при вызревании лозы, их требуется меньше. Соответственно лоза вызревает быстрее.

Теперь возникает еще одно опасение, ну вот прищипка сделана, 2 грозди на побег, где взять листья чтоб их кормить? Тут я хочу поделиться опытом моего знакогомо виноградаря Владимира Мазура. Он выращивает виноград по той же системе что исповедую и я - длинные побеги, 2 грозди на побег, хорошие подкормки и капельный полив. Пару лет назад он мне как-то звонит и говорит, через пару недель после цветения все побеги стали в росте (была сильная жара). Я говорю, ну я понимаю, что часть побегов стала, ну ошибся с нагрузкой побегами, ну чтоб все? У меня такого никогда не было. Ну что тут делать, говорю, остается или убирать грозди (оставить по одной на побег) или усиленно поливать и кормить. Грозди у него рука удалять не поднялась и он начал делать второе. Он реально заливал виноградник с помощью капли и кормил усиленно. И виноград пошел, не пришлось жертвовать урожаем. Я это к чему веду, все затухания роста побегов летом можно вылечить поливам и подкормками, просто надо подобрать свою норму. Все знают, что сорт НПЗ может гнать побеги при любой нагрузке, если есть полив с подкормками. В принципе то же самое происходит и с остальными сортами, просто надо увеличить дозы. А прищипка это тоже своего рода затухание в росте, котора лечится точно также, только еще лоза лучше вызреват и и соцветия будущего года крупнее заклатываются.

Теперь 2-я история.

В 2016-м звонит мне мой товарищ и говорит, слушай, у меня виноград растет 4 или 5 лет, но еще ни разу я ягод не видел.  Я его спрашиваю, при весенних заморозках вымерзает? Еще как, говорит, но зато потом отрастают 4-метровые плети. А лоза вызревает на осень? А что это такое?, отвечает.  Ну, все ясно, говорю.   

Что у него получилось, виноград, раз вымерзнув при весеннем заморозке, входит в замкнутый круг хронического невызревания лозы. И выйти из этого круга помогут либо правильные зеленые операции, либо долгая, теплая, безморозная осень, которой в последние годы естественно не было. И что самое интересное, что такое может случиться по всей Украине, ну,  может кроме юга только. Там где заложись основные почки, которые просыпаются в середине апреля – нет деревянной лозы. Значит почки отбиваются со старой древесины (на 2-3 недели позже как я писал выше). Они конечно же бесплодны. Дальше, нет нагрузки гроздями, лоза прет на 4-5м, естественно ни на одну почку не вызревает. И такое же повторяется на следующий год. Даже если в следующем году не будет весеннего заморозка  (а он скорее всего будет, а значит вегетация опоздает еще на 2-3 недели), то все равно из этого цикла виноград не выйдет.  


Я говорю, делай обломку пасынков все лето, а чеканку(глубокую, надо удалить 4 верхних листа) делай не 10 августа,  а первого. Он все это сделал, и в 2017 у него был первый классный урожай. Правда я ему 2 раза звонил (в середине апреля и 11 мая) чтоб виноград от заморозка укрыл. Он это сделал, а сейчас мне его жена как-то сказала – ты знаешь, у нас тут такое место виноградное, надо арендовать соседский участок и виноградом засадить!!!

Еще статьи по этой теме:
Уход за виноградом. Обломка винограда.
Нагрузка куста винограда
Уход за виноградом. Пасынкование винограда.
Уход за виноградом. Дефолиация и чеканка винограда
Календарь работ по уходу за виноградом на 2011 год.
Обломка винограда снятая на видео. Часть 2.
Нагрузка для молодого винограда для первых трех лет вегетации
Подвязка, пасынкование и оценка нагрузки куста зелеными побегами спустя месяц после обломки
Функции сучка замещения в формировке винограда
Уход за виноградом в течении сезона для мамы 2015
Вегетация винограда в конце мая, также немного про болезни, обломку, прищипку и тд.
Уход за виноградом и его вегетация в июне
Раздвоение побега винограда, пасынки после прищипки, недостаток элементов питания

Комментариев нет:

Отправить комментарий