среда, 24 августа 2011 г.

Поездка по виноградникам 2011(Батиченко, Сидоряка)

Итак, продолжу про нашу поездку по виноградарям. На следующий день мы отправились под Ордженикидзе к Батиченко С.Г. Там мы увидели уже довольно немаленький виноградник столовых сортов в районе 1га.



Немного о Сергее Григорьевиче. Он начал выращивать более-менее приличные объемы столового винограда еще с конца 80-х годов. Так что он является довольно авторитетным человеком в виноградарстве в этом регионе. Село, где находится его виноградник, расположено на мысе, который выпирает в Каховское водохранилище, а виноградник на самом берегу этого водохранилища. Вплоть до мая на берегу лежат глыбы льда и, так как массы воды еще холодные, начало вегетации несколько запаздывает. Но зато это дает замечательную возможность уйти от весенних заморозков. И в то же время долгая и теплая осень способствует прекрасному вызреванию лозы на зиму. Ну и так же очень удобно с поливом – прямо из водохранилища.

Если же речь идет про его агротехнику, то она в корне отличается от агротехники всех остальных виноградарей-любителей. Надо с минимальными людскими и временными затратами успеть все сделать. У него есть такое понятие, как яма для целого ряда винограда и он даже говорит – я с этой ямы взял столько-то, а с этой столько-то. Что это такое? Весь ряд посажен в одной яме-рве глубиной в 30-40см с плавными краями. А преимущество ее в том, что можно кинуть на край ее шланг (у него не везде капельный полив) и она вся равномерно заполнится поливочной водой. Ну и самое главное ее предназначение – это укрытие кустов на зиму. Лоза укладывается чуть ниже уровня земли (и ни в коем случае не на дно ямы!), и с края, легким движением лопаты, куст засыпается небольшим объемом земли. Он и 2 его работницы укрывают пол га за 6 дней таким образом! А шпалера у него одноплоскостная, на каждой лозе по 12-14 листьев, пасынки удаляются под корень. Все рассчитано на минимальное количество зеленых операций. И тем не менее на каждом побеге висит по 2 грозди. Когда я у него спрашивал, какой примерно у него урожай с куста разных сортов. Он мне отвечал (по прошлому году, так как разные сорта в разные годы себя ведут по разному), что самая урожайная Надежда Азос – в среднем 40 кг с куста, потом Аркадия -30кг и Лора 25-30кг. Но! Яма, в котором растет ряд Лоры, дает бОльшую урожайность, чем яма с Аркадией. Это потому что Лору можно гуще садить. Например, там, где растет 10 кустов Аркадии, можно посадить 12 кустов Лоры. Вот почему он считает не урожайность с куста, а урожайность с ямы. Ну если это трансформировать во что-то единообразное, как делают все серьезные виноградари, то это будет урожайность с квадратного метра.

В этом году Надежда Азос, по его словам, горошнула сильнне чем обычно.



А вот фото его Аркадии


Аркадия Черная (что это за зверь, я не знаю :) )

Виктория румынская (Вива-Айка). Она меня просто потрясла. Обратите внимание на размер ягод! Ни у кого другого виноградаря я ее такой не видел.



Бажена



Так же он, можно сказать, торчит :) от Забавы. Говорит, просто мой сорт, пошел. А преимущество ее перед Кодрянкой в том, что она практически без гороха – на таких объемах ножницами по гроздям никто не работает.Хотя справедливости ради, хочу отметить, что у Кодрянки более вытянутая и красивая ягода, чем у Забавы.

Так же есть посадки тройки Крайнова. Это Виктор




Но с ним у него проблемы. Обратите внимание на втором фото на желтизну листьев нижней части кроны. Он уже и микробиологов вызывал, возможно, какой-то клещик или еще что. Решил, что это сортовая особенность. А я как-то постеснялся сказать метру, что это. Выскажу свое предположение здесь. Так как у него очень короткая зеленая лоза, а нагрузка в 2 грозди на побег с очень большой ягодой, то листья просто работают на износ. И на половине лозы – это просто уже отработавшие свой ресурс листья. На длинных зеленых побегах в 30 и более листьев ни у Сергей Сидоряки ни у Сергея Третяка, я таких проблем не наблюдал.

А это его Сенсация. Действительно удивительно, в одном ряду Преображения (а черенки для этого ряда резались с одного куста) один куст имеет более интенсивную окраску ягод, чем другие, начинает спеть раньше. Но тут может быть много факторов, возможно то-то с проводящей системой. Надо просто убедиться, что с черенков этого куста получается то же самое




Ну и конечно же большие объемы занимают у него посадки Кишмиша лучистого, но фото его у меня почему-то не оказалось.

Ну а вечером, мы сели на паром и поехали к нашему большому другу Сергею Сидоряке. Забегая вперед, скажу, что той ночью я спал очень мало – мы с ним проболтали чуть ли не до 5 утра :).

Еще не успев, зайти на виноградник, мы с ним начали взвешивать отложенные для нас на столе ягоды Гурмана раннего и Велики


Не плохо, прада?

А вот гроздь Гурмана раннего



Изюминка


Кишмиш лучистый. Наконец у Сергея он получился на славу! В прошлые годы то в дождь цветение выпадало, то в ужасную жару. Не все грозди получались полновесными. Но он еще кое-что сделал – прищипку во время цветения. С силой роста Кишмиша лучистого (плюс некислая кормежка :) ) это можно себе позволить. А вот уже на не такой сильнорослой Кодрянке это не сработало. Получилось примерно то, о чем я писал в статье Самые распространенные ошибки и заблуждения при выращивании столового винограда – листовой аппарат не поспевал кормить не ко времени большие ягоды и побеги останавливались в росте. Он еще не готов тут.



Кодрянка


Лора



Махаон


Нина
Наконец я увидел более-менее толковую Нину



Низина



Сирофимовский



Велика


Еще статьи на тему сорта винограда:
Сорта винограда с фото Плевен(Августин), Кодрянка.
Сорта винограда, фото - Костя, Аркадия,Тигин..
Сорта винограда для рынка и их характеристики - Аркадия, Ливия, Кишмиш лучистый, Талисман, Атаман, Валентина, Гурман ранний, Галахад, Низина..
Сорта винограда, которые растут у меня (Сезон 2010)
Лучшие сорта винограда и их фото для дачного участка
Поездка по виноградникам 2011 (Бурдак, Третяк)
Поездка по виноградникам 2011 (Федоренко, Нечмилов, Елисеевы)
Сорта винограда селекции Крайнова
Поездка по виноградникам 2012(Пысанка)
Сорта винограда, которые растут у меня (Сезон 2012)
Сорта винограда селекции Павловского
Сорта винограда, которые растут у меня (Сезон 2013)
Вызревание лозы винограда 2013
Сорта винограда (главная страница)

18 комментариев:

  1. Коля, едешь в Ялту и Симферополь на Солнечную гроздь?
    Еще очень интересует:
    1.Чем они пользуются кроме повышенных доз перегноя? 2.Какие именно удобрения из серии фосфор-калий предпочитают?
    3.Как борятся с растрескиванием?
    4.Как с горошением?
    5.Пользуются стимуляторами?
    6.Можно еще фотки или видео шпалеры Батиченко?

    ОтветитьУдалить
  2. Ой, Саша, даже не знаю, нечего везти, у меня только аркадия на 2кг есть и все.

    1)Не знаю
    2)Скорее всего монофосфат калия
    3)Думаю что никак
    4)Хороший вопрос, молодец! Я себе думаю так, горошение происходит в 2-х случаях. Первый, это сортовая особенность, например Тимур. Я пока не знаю человека, кто смог победить горошение на Тимуре. Второй, это когда перегруз гроздями или зелеными побегами, читай мои статьи про нагрузку винограда.
    5)кто ж скажет :)
    6)мне Саня Приходько намекнул, чтоб видео от Батюченко не выкладывал, еще у него уточню. А фотки все выложил.

    ОтветитьУдалить
  3. Да не надо ничего везти. Главное тусовка, общение, которое думаю будет там очень много и весьма полезного. Ну если приниципиально оформление, могу сделать бумагу, что СМИ. Первого в Симферополе. Второго в Ялте. Еще мне Говорухин (Таганрог) обещал новую книженцию с Ростова подвезти:
    Пойманов В.Е.-Пособие"ПОДБОР ПРИВОЙНЫХ И ПОДВОЙНЫХ ГИБРИДНЫХ ФОРМ ДЛЯ ПРИВИВКИ ВИНОГРАДА". Вписаны все опробованные пары,о каких удалось получить достоверную информацию.Причём именно пары для замены сорта на новинки.

    Помимо этого даны сведения по виноградному конвейеру,по технологии красивых и крупных гроздей,по минимизации химзащиты,сроки и правила успешных прививок,привитая культура винограда.

    Книга выполнена с учётом того,что и далее виноградари опытники будут дополнять список удачных и не удачных пар при замене сорта. Книга тиражом 100 экз.

    ps Кстати, осенью буду докупать хорошие сорта. Вот пишут, что отличие Аси от Дунава: "Вкус. Он у Дунава и Аси, как небо и земля" http://forum.vinograd.info/showthread.php?t=2660

    ОтветитьУдалить
  4. Привет Коля,а какая нагрузка у Батюченко побегами на куст? и если две грозди на 2метровый побег то по весу они как?

    ОтветитьУдалить
  5. Я к сожалнению точно не считал, но примерно 20-30. По весу от килограма и больше каждая. Я, честно говоря, поражен был - как при такой короткой лозе он умудряется 2 грозди на побег давать. Но лист у него конечно на износ работает.. Я думаю, что тут дело в подкормках, но чем конкретно он кормит я не знаю..

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте Коля.
    Под Харьковом выпускают комплексное удобрение по типу Мастера фирма «чистый лист». Производитель - СПДФЛ Барановская О.В. Дергачевский р-н, пгт Малая Даниловка. целая линейка например: N18.P15..K18.Mg3..Bor.Mo.Mn.Zn.Cu.Fr. В рознице 13грн. Пачка 300гр. На 450литров.
    С уважением Виталий Тарасович.

    ОтветитьУдалить
  7. Это радует что в этом сегменте есть и отечественный производитель, пробуйте, потом расскажете как оно. Но хочу отметить, что, во первых, мне не нравится формула. Я вот взял мастер 3-11-38, туда буду добавлять дешевое азотное удобрение по началу сезона, а в конце уже только его. Во вторых, на одну сотку виноградника 300г (это пачка) даже на одну подкормку мало - у меня идет пол кг и больше. Да и 450л это мало на одну сотку за один полив, я поливаю 600-700л за раз. А теперь давайте его цену подсчитаем. Я погуглил и нашел что 300г стоит 18гр, значит 1кг - 59гр, а 25кг - 1485гр!!! А мешок мастера в 25кг я взял за 700, то есть это в 2 раза дороже :)

    ОтветитьУдалить
  8. Коля, я беру мешок Мастера 3-11-38 по 636 грн. Если хочешь можем весной скооперироваться и брать вместе - чтоб солиднее был заказ.
    И вообще весной хочу заранее взять всю линейку валарговских удобрений и стимулятров.
    Сегодня удобряю лозу мастером 3-11-38 и мастером 13-40-13 - калий и фосфор
    у тебя написанна фраза в этой статье "плюс некислая кормежка" что ты имел ввиду?

    ОтветитьУдалить
  9. Владимир МИхайлович22 сентября 2011 г. в 20:01

    Так таки можно получить приличный урожай с 12-14 листьями и не строить шпалеры по Сидоряке или высотой 3-4м.У меня шпалера Будяка,урожай 10-25кг с куста,3-5кг с квадратного метра.В перспективе доведу урожай стабильно 5кг с м2.

    ОтветитьУдалить
  10. Зравствуйте Владимир МИхайлович! А можете подробней рассказать о своей агротехнике? А именно, какое расстояние между кустами, сколько побегов на кусте, сколько гроздей на побег, какое расстояние между зелеными побегами? Какие подкормки и как работаете с пасынками? Сколько лет винограднику?

    Дело в том что у Батиченко я тоже видел побег на 10-12 листьев с двумя гроздями и по 30-40кг с куста, но там видать у него есть какая-то фишка, может с подкормками, а может с зелеными операциями.

    ОтветитьУдалить
  11. Владимир МИхайлович4 октября 2011 г. в 07:45

    Расстояние между кустами 3*1м.По идеи должно 10 побегов налево 10 направо,часто не соблюдаю.Расстояние между побегами стараюсь 10см.Чеканку не делаю,удаляю первые 5листьев в июле,пасынки обрезаю на 2листа.Виноградник посажен в2005г.Вдоль ряда на расстоянии 60см сделан дренаж на глубину 40-45см с двух сторон через 50см из пластиковых бутылок.Удобрения засыпаю в бутылки,селитра и нитроаммофоска.На Аркадии была гроздь 2.4кг.В этом году провел чеканку 3 октября.

    ОтветитьУдалить
  12. Круто))) Коля, помнишь, ты мне обещал рассказать, как раскурить свой блог. Так вот у меня задача. Сделать более читабельным мой блог. http://mari-to-a-tee.blogspot.com. Помоги, а?

    ОтветитьУдалить
  13. Mari
    Да, обещал. Так где мне про твой Learning English начать рассказывать, здесь что ли, в коментариях к виноградникам Сидоряки и Батиченко? :)

    ОтветитьУдалить
  14. Владимиру Михайловичу
    Если вы чеканку летом не делаете, то как у вас получается 10-12 листьев, при прищипке во время цветения что ли? Потом же с верхних почек полезут пасынки. Что вы с ними делаете? Так а на одном побеге сколько гроздей оставляете? И когда садили свой виноград, делали посадочные ямы? Если да, то какие, чем заправляли? А начет того как вы пасынкуете - я абсолютно согласен. За счет этих пасынковых листьев ваш листовой аппарат увеличивается больше ем в 2 раза. Единственно меня смущает, то у вас получается крона сильно загущенной, раз через 10см побеги друг от друга. Болезни как, не сильно допекают?

    ОтветитьУдалить
  15. Владимир МИхайлович5 октября 2011 г. в 22:06

    Листьев больше10-12.Верхние пасынки тоже укорачиваю,но не аккуратно.Посадочные ямы не делал.Копал траншею шириной 1м и глубиной в2штыка,верхний штык вниз,нижний вверх.На большее не хватало времени,кусты усиливал через дренажные трубы позже,через год,два,три.Так жизнь сложилась.На побеге 1гроздь.Болезни не сильно допекают,примерно как у всех в нашем регионе,2метра высоты спасают.

    ОтветитьУдалить
  16. Виктор Дмитриевич27 ноября 2011 г. в 22:38

    Alex777ALEX Прошу вас дать координаты по вопросу приобретения мешка 25кг Мастера 3-11-38 по 636грн заранее спасибо Виктор.

    ОтветитьУдалить
  17. Николай здравствуйте, скажите пожайлуста сорт Кеша для рынка годится и где можно купить Аркадию?
    За ранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
  18. Здравствуйте.
    По поводу проблемы с листьями на кустах Виктора: это скорее всего вирусное заболевание - скручивание листьев.

    ОтветитьУдалить