суббота, 13 августа 2011 г.

Психология новичков

После последней моей статьи ко мне уже 3 дня названивает один товарищ c виноградного форума. Он начинающий виноградарь и свой первый виноград посадил в мае этого года. Помимо того, что он у меня что-то спрашивает, он еще и рассказывает, что делал и что собирается делать. Он уже скоро год как на виноградном форуме, но в голове каша, да еще какая! Это я к тому, что форум, к сожалению, не дает реальных знаний. Так как там большинство активных участников такие же новички, как и он сам, и они друг другу дают советы. Слепой ведет слепого.. Проблема новичков в том, что им сложно отличить правильный совет, от неправильного. Допустим ты задаешь вопрос и получаешь 2 абсолютно противоположных ответа. Какому следовать? У меня был, кстати, такой случай, я его приводил в статье Уход за сажецами винограда в первый год вегетации. Чтобы понять, с кем вы имеете дело, нужно зайти в профиль и посмотреть, если человек занимается виноградом 8 лет и более, то к его советам можно прислушаться. Если даже 4-5, забудьте что он говорит. Он тоже новичок, только с завышенным самомнением :). У него только-только кусты стали взрослыми, и он еще плохо понимает особенности нагрузки. Но, если честно, то по агротехнике винограда я бы вообще никого не читал, кроме Сергея Сидоряки и Беликовой Галины Владимировны. Они те люди, которые показывают реальные результаты, а все остальные только пытаются к ним приблизиться.
Так же на форуме присутствует другая категория виноградарей, так называемые торговцы саженцами (лозоводы на нашем виноградном жаргоне). Им, конечно же, намного интересней продать тот же Фуршетный за 200гр, чем Аркадию за 20. Хотя Аркадия хороший, зарекомендовавший себя сорт, а Фуршетный кот в мешке :). Кстати, по имеющимся сортам очень легко определить когда человек виноградом занялся. Лет 5 назад садили ПЗ, ЮХД, ЗОС-1, Кишмиш запорожский и прочий хлам, года 3 назад Долгожданный, Гарольд, Галахад, а сейчас Аксинья, Джовани и еще куча сортов, названия которых мне вообще ни о чем не говорит. Селекционеров-любителей становится все больше, и они выдают сортов столько, что запомнить их вообще невозможно.

Теперь вернемся к нашему уважаемому новичку-виноградарю. Он мне говорит, у меня плохо что-то вырос виноград, наверно я его поздно посадил – 15 мая. Да нет, отвечаю я, с 1 по 15 мая отличное время для посадки саженцев – земля то уже прогрелась. Начинаю спрашивать, сделал ли он посадочные ямы. Ответ – нет (пробормотал что-то невнятное, типа сделал, но засыпал той же землей что вынул, только добавил суперфосфат и нитроамофоску). Смешно? Смешно, даже очень! Спрашиваю дальше, сколько зеленых побегов оставил на кусте. Ответ - до 7!!!!! Уже совсем не смешно! Ну и какая их длинна и толщина, спрашиваю. Ответ, в среднем до 1м, самые толстые толщиной в карандаш. Ну, если бы были самые тонкие толщиной в карандаш и длинной 1,5м, я это могу понять, и целом это было бы неплохо. Я ему говорю, разкорчевуй свой виноградник, толку не будет. Он мне не верит, если бы мне такое сказали после моей первой вегетации, я б тоже не поверил. Но это правда, кустики будут либо хилые, либо средние и их предел - 10 кг с куста, мелкие грозди и ягоды. И ничем, повторяю, ничем - ни подкормками, ни капельным поливом, ни стимуляторами ты их не разгонишь! У меня есть 2 таких примера. Это виноградники Игоря Заики и Леонида Нечмилова. Игорь, я помню, отписывался, что виноградник свой садил под бур. Когда мы были у него 3 года назад, кусты были средней чахлости. У Леонида мы были в этот раз – ничего не изменилось за 3 года. Особенно удручал коллекционный виноградник - маленькие гроздочки с маленькой ягодой. Просто зарытые в могилу возможности многих сортов. Хотя он себе уже и капельное орошение сделал.

Хочу подробней остановиться на необходимости делания посадочной ямы. Ведь эту рекомендацию я даю не для того чтобы замучить нелегким трудом новичков. Как-то мой товарищ Саша Приходько спрашивал у Ивана Гайдука, что же главное в вашей агротехнике, как у вас получаются такие урожаи. На что получил очень простой ответ, Саня, не ленись и выкопай посадочную яму на куб. Далее, одни наш форумчанин, Петр из Волгограда, показывал фото куста своей 3-летней Низины.

Он садил Низину и в других рядах, но только под этот вырыл целую траншею и заправил ее удобрением, та и эта Низина просто не шли ни в какое сравнение. Сергей Сидоряка, при закладке своего немаленького виноградника вон сколько посадочных ям нарыл.
Яма для посадки винограда

В нашей поездке по виноградникам, мы были у людей, у которых гектары столового винограда, это Батыченко С.Г. и Чабаненко Н.Н. Я видел их посадки этого года. Посадочные ямы, я так понял, на таких объемах не делались. Но присутствовали подкормки через капельную систему. Так вот, несмотря на жирнющие черноземы и юга, их кустики были меньше моих. (Я прошлой осенью посадил 4 куста в посадочные ямы). У меня было где-то 2,2м на 1 августа (уже прочеканенные), а у них максимум 1,5м на 10-е. Так где я со своей бедной песчаной почвой, и где Запорожская и Днепропетровская области?

Снова к нашему новичку. Он мне говорит, но я же могу вырыть вокруг кустов канавки и заправить их перегноем. Да, говорю, но туда же нужно запихнуть целый куб. Ну даже, предположим, ты выроешь по обеим сторонам ряда траншеи по пояс, но ведь корням нужно год или 2, чтобы туда добраться. А это же детство винограда, если оно хилое, то и взрослая жизнь будет хилая. И тут он мне рассказывает, почему он не может пересадить виноградник. Он, оказывается, посадил 60 кустов сразу, причем все разных сортов! Я спрашиваю, на продажу. Нет, для себя.. Даже если он не добьется особых успехов и у него будут средние кусты – 10кг на куст – 600кг. Как-то многовато для себя :). Та даже не в этом дело. Ну нельзя столько садить имея ноль знаний, тем более для себя. Посадил бы 10 кустов, немного подучился, глядишь на следующий год еще 10 посадил бы, но уже правильно. Потом потихоньку бы пришло понимание, какие сорта стоит садить, какие нет. Научился бы правильно кормить и справляться с болезнями. Уже бы начал получать первый урожай на 2-ой год вегетации. Не садил бы всякий хлам.. Он мне начал перечислять свои сорта, большую часть их них я знаю только по названию, вживую ни у кого на виноградниках не видел. На каждый 4-ый говорю – хлам, ерунда, то, что знаю. Ну вроде где-то там промелькнули Лора с Кодрянкой :). Чем моя психология отличается от его - я в жизни не посажу себе сорт, который я не видел у других виноградарей. Но с другой стороны, большинство людей не варятся в виноградарской тусовке как я, никого не знают.. Ну что посоветовать, следуйте моим рекомендациям тогда :).

Ну, а что до тех, кто хочет выращивать виноград на рынок и чувствует что знаний маловато, во первых, не торопитесь, сделайте это семейным бизнесом без наемных работников сначала. И не садите больше 250 кустов – не осилите. Я бы садил каждый (или по крайней мере первый) год по 50 кустов 4-5-ти сортов. Так, постепенно, обучаясь, за 3-4 года выйдете на нужный объем.
И потом, нельзя садить по одному кусту одного сорта, ну хотя бы 2 куста. Почему? Да потому что к каждому сорту нужно ключик подбирать. Играться с нагрузкой побегами, гроздями, обрезкой, делать по-разному зеленые операции. А то будет, как один чел на форуме писал, я вот взял у прищипнул 2 побега на кусте во время цветения и там были лучше грозди. И он сделал вывод, что все побеги надо прищипывать, ничего что кусту 2 побега от общей массы по боку? А я бы посмотрел, как на полностью прищипнутом кусте все грозди в горох бы ушли. Это я к тому, что эксперименты нужно проводить на целом кусте, а не на каких-то его частях. А если всего один куст, то и сравнивать не с чем.

Потом, он начал меня спрашивать про шпалеру. Я, вот уже 2 года никак не мог выбрать для своего молодого виноградника, но после просмотра виноградника Сергея Третяка решился на арочную. Я ему отвечаю – ставь арочную, а потом вот думаю, зачем она ему? Арочная даст эффект сильным кустам, а если у него кусты будут хилыми (если конечно не пересадит в посадочные ямы :) ), зачем ему этот головняк с неудобной подвязкой? Одноплоскостная отлично подойдет.

И еще момент, он акцентирует внимание на, скажем так, вещах второстепенных. Например, надо весь виноградник накрыть какой-то красной пленкой, которая инфра-красный спектр не пропускает, типа весь Израиль ей покрыт. Ну, елки зеленые, у тебя зеленые побеги и на метр не выросли, а ты про пленку.. Проблема то в том, что нет понимания в хорошем состоянии виноград или нет, то соответственно и мер для улучшения этого состояния и не принимается. Ну а пленка – это для ягодников, чтоб раньше созрело и в лучшую цену попасть, зачем этот наворот обычному дачнику? Я ответил так, пока не увижу эту пленку у какого-нибудь серьезного виноградаря, даже думать про нее не буду. Я уже столько наэкпериментировался, хватит!

И последнее, что меня окончательно добило, говорит, что хочет формировать усиленное звено на второй год. Нет, это в принципе правильно, если в первый год не было провала.
Это мой Кишмиш лучистый в сентябре первого года вегетации

Если побеги в таких же кондициях, почему бы и нет, но когда самые мощные толщиной в карандаш.. 1-2 побега на второй год максимум! А лучше один, а если хорошо пойдет в рост подгрузить пасынком, все равно этот первый год уже потерян. Да и потом, что усилять? Я уже писал, что при хорошем уходе в первый год, на второй год оптимально это 3 зеленых побега. Если оставить больше, то побеги будут слабее и слабые все равно вырежутся при обрезке. И на второй год еще не надо гнаться за урожаем, а вот на третьем уже можно. На третий год уже нужно пытаться выйти на 15кг с куста, но это будет не реально, если побеги на второй год не мощные. Ради лишней грозди рисковать урожаем который в 10 раз превысит тот, который может дать двухлетка!

Если кто-то себя увидел, это здорово! Отнеситесь очень внимательно, прежде всего, к подбору сортов, потом к посадке, потом к подкормкам и нагрузке, потом к зеленым операциям. Не отвлекайтесь на второстепенные вещи и четко понимайте, как должно быть правильно на этот момент времени.

Еще по теме ошибки при выращивании винограда:
Самые распространенные ошибки и заблуждения при выращивании столового винограда
Результаты и ошибки выращивания молодого винограда

28 комментариев:

  1. Привет, Коля.
    Не сотвори себе кумира.
    Беликова и Сидоряка добиваются своего невероятными усилиями. Достигли своего максимума, т.е. все время (рабочее, свободное, личное) тратится на виноградник. При этом можно посчитать максимальный доход который можно получить при таком подходе, яхту за эти деньги не купишь:). В общем я к чему веду, нельзя сравнивать опытного дачника с производственником, который живет с винограда (именно с продажы ягоды). Производственнику ни чего не остается как рубиться до победного, что бы выжать максимум. но можно работать и по другому, расширить посадки, нанять людей, организовать максимально простое производство, что бы любой наемный работник мог справится с не работой не требующей высокой квалификации.
    А если самому на гектаре все пасынковать, все подвязывать и главное обрабатывать химией, так это похлеще любой каторги будет, и ради чего? Что бы продать виноград чуть дороже (и то не всегда) картошки?!
    Мое мнение, виноградарство - замечательное занятие, но заниматься им надо или для души, или для серьезного бизнеса, а так что бы на собственном пупке - наивно!
    ---------------------------------------------
    Что касается новичков, согласен с твоим наблюдением, есть невероятно уникальные ребята. С такой жаждой и желанием накидываются на виноградную тему, к сожалению не хотят слышать более опытных или не могут, в силу своей начитанности и амбициозности, на таких время тратить бесполезно, ни мне, ни тебе не изменить перевернутые понятия. Ни в один ресторан не возьмут человека работавшего в советском общепите, точно так же нельзя в забитую голову хламом, впихнуть что то путное...
    Не забудь изменить фамилии в сообщении на правильные - Приходько, Батыченко, а то к себе больше не пустят.;)

    ОтветитьУдалить
  2. Николай,добрый день!
    А чем плох сорт Кишмиш Запорожский?
    Хотел посадить 2 кустика,вроде бы и устойчивый к болезням и грозди крупные и сильнорослый

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте Николай!!! У меня похожа проблема только в росте винограда а покупал и садил черенки в стаканчиках с одним отростком(( 2-по метру а ещё 2 до 0,5 метра это то что выросло на сегодняшний день.Может проблема в частых дождях и низкой температуре которая была у нас в полт.обл или корневая поздно начала развиваться.Всё кроме капельного у меня соблюдалось.Или может покупать черенки с хорошей корневой а не в стаканчиках.

    ОтветитьУдалить
  4. Плох всем. Устойчивости к антракнозу нет точно. Мелкий и в нем семян море - это не кишмиш. Вкус - чем то смахивает на Викторию, только еще хуже. Ну а то что грозди крупные и сильнорослый - это правда. Кстати, если хотите кишмиш, посадите Юпитер из США. Я после поездки по виноградарям им проникся. Как для кишмиша, довольно крупная ягода и вкус обалденный, ранний.

    ОтветитьУдалить
  5. Денису.
    Да, из стаканчиков вы не вырастите мощного саженца в первый год. Единственно, если купить его в марте и дорашивать на подоконнике 2 месяца до конца мая в большой емкости.. Но тоже не факт что получится.

    ОтветитьУдалить
  6. Николай!!! Может через интернет покупать саж-цы? т.к на базаре могут продать не тот сорт какой я хочу.Похожая ситуация была с деревьями))))

    ОтветитьУдалить
  7. Посадка винограда саженцами в контейнерах - не плохой вариант, но мало кто делает качественные вегетирующие саженцы. Иногда такие саженцы даже не имеют корневой системы, конечно такой саженец нельзя сравнить с качественным одревесневшим саженцем с открытой корневой системой.
    Если Коля посчитает необходимым то даст мой контакт по посадочному материалу.

    ОтветитьУдалить
  8. /** Привет, Коля.
    Не сотвори себе кумира...**/
    Саша, привет! Чето то твой длинный пост блоггер в спам определил, я только сейчас заметил и пропустил его. Я согласен, то Беликова и Сидоряка много работатают, но зато и получают большие урожаи. Так что лучшеих агротехнику врядли кто подаст.

    ОтветитьУдалить
  9. Можно пару слов о кишмиш Юпитере на форуме все прочитал). А вы видели в живую какая формировка и вкус спрашивал форумчан говорят вкус лидии ((( .

    ОтветитьУдалить
  10. Да какая может быть формировка, кустам второй год только. Гроздь в 100г. Это у Елисеевых. Ну не знаю, я вот подыму видео, там мы пробовали и сравнивали несколько ранних сортов у Федоренко, самым вкусным (но не намного) был юпитер. По устойчивости и нагрузке ничего не знаю.

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за ответ. Где то у Вас мелькал вопрос Вы не выбрали еще
    вид шпалеры? Может определились? У меня посадка (3х3) надо принимать решение одноплоскостная или V. "болит голова" ))

    ОтветитьУдалить
  12. /**Где то у Вас мелькал вопрос Вы не выбрали еще
    вид шпалеры? Может определились? У меня посадка (3х3) надо принимать решение одноплоскостная или V. "болит голова" )) **/

    Ну, что до меня, то я выбрал арочную. У меня расстояние 3x1,8. Ну а вам я бы посоветовал либо арочную (если собираетесь серьезно ухаживать), либо одноплоскостную с козырьком.

    ОтветитьУдалить
  13. Привет, Коля.

    Наконец-то удалось вырваться из череды житейских работ и проблем (выкапывание картошки, отпуска у сотрудников и т.п.).
    Вобщем с виноградом я конечно можно сказать обошелся жестоко. Ридомил купил, но не смог обработать вовремя.
    Два саженца зачахли.
    Остальные выжили. Да и обработать их смог только несколько дней назад.
    Особенно хорошо принялась Надежда АЗОС - вымахала выше моего роста.
    Дала 1 длинный крупный побег и 3-4 по 1 метру.
    Также хорошо принялись К.Дорса и Кодрянка.
    Так как метки были не на всех саженцах, то и понять какие я потерял я не могу.
    Оптимизм есть, а вто сил и самое главное времени мало.
    Спасибо тебе за помощь и информацию.
    Буду учиться и постигать виноградарство.

    ОтветитьУдалить
  14. Так, Димон, понятно. Надо было тебе Плевен и Надежду Азос только давать - они по болезням железобетонные :) Так надо ж было подписывать каждый! Ну да ладно, при урожае увидишь. А все однолетние кусты нужно было в один стебель вести!! Ну ты уж на второй год не ошибись п-та - на каждый куст 3 зеленых побега и не больше!

    ОтветитьУдалить
  15. Владимир МИхайлович21 сентября 2011 г. в 20:45

    1.Совет новичку.Выкопать на растоянии 50-60см 4ямки глубиной 40-45см.Уложить органику долго перегнивающую(ботву помидор,перца,баклажан,малины и т.д.)высотой 15-20см,вставитьпластиковую бутылку с обрезанным дном для полива и засыпать землей.Обрезать куст на 2 почки и начать сначала на следующий год.Если не получится на следующий год опять коротко обрезать и сначала.У меня на третий год лоза была 3см толщиной и до 5м длиной.

    ОтветитьУдалить
  16. Владимир МИхайлович16 октября 2011 г. в 08:02

    У меня из зеленого саженца посаженного в первой декаде мая вырастают лозы за лето по 3-4м без проблем и фанатизма.Черенки после укоренения на воде сажаю в пивной пластиковый стаканчик.Саженцы в яму сажаю на глубину 35-40см(у меня глинистый чернозем),землей засыпаю по уровню как земля в стаканчике.

    ОтветитьУдалить
  17. Владимир Михайлович, но вы же отлично понимаете, что если посадить рядом в одинаковых условиях хороший однолетний саженец и зеленку, и одинаково хорошо за ними ухаживать, то если зеленка вырастет на 3м в один побег, значит на однолетке вырастет 3 побега по 3м. У меня тоже были случаи когда зеленый саженец вырастал по 3м, да и все мои первые кусты - это тоже зеленка. Но после высадки в открытый грунт зеленки, очень часто вегетация задерживается на месяц, пока наростут корни, а однолетка, имея хороший запас корней, за это время прилично вырастает.

    ОтветитьУдалить
  18. 25 окт посадила впервые столовый виноград. Выбрала Элегант. Яма глубиной 60см, размером 40х80, вытянута с юга на север. На дно насыпала золу, обгоревшее полено, сверху щебень ок 3х ведер, досточки. Далее грунт, перемешанный с перегноем и микроудобр. С северного угла ямы установила трубу для полива и в 15 см от нее на холмик посадила саженец с ОКС. Корни сейчас на глубине ок 30 см, яма засыпана не до верха и лоза засыпана до2 нижних почек. Саженец еще не обрезала. Как дальше, ждать устойчивых морозов, потом укрывать? Куда можно отправить или как вставить сюда фото саженца для критики?

    ОтветитьУдалить
  19. Ну, можно и сейчас уже укрыть, главное чтоб лоза проветривалась и не прела под укрытием. А фото саженца шлите на kiushkin@gmail.com

    ОтветитьУдалить
  20. Спасибо Николай за Вашу страничку (загнал её себе в закладки)и информацию на ней.Малую часть из неё уже подтвердили мои собственные шишки.Ну а остальную использую, надеюсь, по уму. Стыдно признаваться,но это правда,пока не прочитал Негруля обрезка для меня была в тумане.Теперь понимаю, что в начале надобыло в теории разобраться, а потом за матчасть браться. Образно говоря сначала учимся нырять, а уже потом воду в бассейн набираем.
    Еще раз благодарю Вас и всего доброго!
    С уважением Виктор Зоря

    ОтветитьУдалить
  21. Владимир МИхайлович11 ноября 2011 г. в 18:08

    Вопросы по арке.Почему выбрали арку-величина урожая,величина гроздей,или что еще?Чем по Вашему мнению объяснить урожай на арке?Как думаете формировать?

    ОтветитьУдалить
  22. Арку я выбрал потому, то кондиции гроздей(а именно размер грозди и размер ягоды) на ней намного превосходят все что я видел на других формировках включая Y-образную формировку у Сергея Сидоряки. Объясняю я это тем что каждый лист находится на солнце целый день и соответственно фотосинтез происходит более интенсивно. Если, например взять одноплоскостную шпалеру С-Ю, то там в первой половине дня восточные листья на прямом солнце, западные листья в тени, во второй половине дня западные листья на солнце, а восточные в тени. Примерно та же ситуация, но немного хуже в плане освещения и с двухплоскостной шалерой. Немного лучше с Y-образной, но всеравно у нее есть стороны где листья все время в тени. Формировать думаю двухрукавным кордоном, причем оба рукава смотрят в одну сторону. Это удобно и при укрывке. Ну и если что-то случается с одним из рукавов, то вторй всегда подстрахует. На каждом рукаве сделаю 2 плодовых звена. Сучки замещения будут присутствовать. Резать плодовую стрелку буду на 8 почек, после майской обломки буду оставлять только 4 зеленых побега + 2 на суке. Умножаем на 4 и получаем на взрослый куст 24 зеленых побега. Считаю что больше побегов на кусте быть не должно, когда идет на один побег нагрузка в 2 грозди.

    ОтветитьУдалить
  23. Владимир МИхайлович11 декабря 2011 г. в 15:59

    У меня на арке кусты через 2м,4 рукава,обрезка на 8 почек,после обломки 5 побегов,без сучков замещения.20 побегов через 10см,всего 2м.

    ОтветитьУдалить
  24. Привет, Коля!

    Ох, не любишь ты активного новичка Сашу! :D

    Вот, открыл для себя твой блог, с интересом читаю...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да чего ж не люблю, люблю даже очень! Это ж после разговора с ним эта статья и навеяна. Но я думаю, что он станет просто суперклассным виноградарем - во первых у него огромное желание есть, во вторых я его тут так прошерстил, что он свои недочеты уже давно исправил :) Хуже когда себя пупами земли считают, и ничего замечать и исправлять не хотят :(

      Удалить
  25. Здравствуйте, Николай! Спасибо вам за ваш труд (проверенный на собственном опыте и опубликованный материал)! С интересом читаю ваш блог уже несколько дней. Планирую заложить виноградник (столовые сорта), но на данный момент не могу определиться с подготовкой почвы. Подробное описание, у вас в блоге, по заправке посадочной ямы , я не встретил. Подскажите пожалуйста как это сделать наилучшим способом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Во первых, прочитайте весь раздел "Посадка винограда". Ну а почву можно любую заправлять - перепревший коровяк(1 год и больше), компостную кучу(тоже больше года), сапропель и тд.

      Удалить
  26. Я не могу понять как поливать, подкармливать и обрабатывать виноград в год посадки. Эта тема прямо специфическая. Все пишут в основном о более взрослых кустах... Буду благодарен за ссылки или рекомендации для запорожского края

    ОтветитьУдалить