воскресенье, 9 января 2011 г.

Весенняя посадка винограда зелеными черенками и однолетними саженцами

Я уже много писал про посадку винограда. В целом, что весенняя посадка, что осенняя - похожи. Но все же есть свои нюансы. Причем эти нюансы понимаешь, набив о них шишки. Так же тут я опишу как, по моему мнению, правильно готовить посадочную яму. Про посадку зелеными черенками и однолетними саженцами. Что немаловажно, правильная посадка гарантирует то, что нет необходимости делать такой опасный прием как катаровка (удаление поверхностных/росяных корней).

Начну с подготовки посадочной ямы.

Вот, те ямы, что я готовил осенью 2010. Я трачу более половины дня на одну яму. Пока выроешь, пока вывезешь тачками вырытый грунт за пределы участка, пока завезешь новый – вот так и получается. На фото видно, что глубина у меня 90 см. Заметьте, какой у меня плодородный слой – аж 25 см серого песка, ну а остальные 65 см чистейшего желтого песочка :).



Я считаю рекомендации некоторых товарищей заправлять посадочную яму слоями (например слой компоста, слой песка, ну и опять по новой) грубо говоря глупыми. Яму вырыть дело напряжное, и рекомендация что часть ее драгоценного объема нужно заполнять песком, вместо питательной смеси мне не понятна. А сами ямы я заправлял либо компостом (1 год выдержки), либо коровьим перегноем (1-2 года выдержки). После выгрузки каждой тачки обязательно утрамбовывать - во первых больше питательной смеси влезет, во вторых не так осядет. Иногда пересыпаю суперфосфатом и или Экоплантом (то, где фосфора много), а иногда и нет – разницы в росте винограда не замечал. Ну и 40см до поверхности не досыпаю.



Ну и естественно на дно ничего не ложу про это я писал в статьеПосадка винограда. Про поверхносный слой посадочной ямы, сидерацию, глиняную подстилку, катавлак (Часть II).
Потом 10 см снятого верхнего плодородного слоя. Это в идеале, но поскольку мой верхний слой отнюдь не плодородный, я засыпаю туда сапропель. Мне очень повезло, что мне привезли несколько камазов этого чудного грунта.

Вкратце про сапропель. Она добывается со старых русел рек, ставков и озер. Это перепревший ил. Это просто мега-грунт, рекомендую! По влагоудержанию ей нет равных. Мы прошлой осенью рассыпали ее слоем 10 см на одной грядке и посадили там томаты. Мы их может полили раза 3 и то последний полив в середине июня, в остальные 2,5 месяца ужасной жары томаты перли как на дрожжах. Просто сапропель впитывает влагу как губка и потом очень хорошо ее держит. Так я вот думаю, может вместо того, чтобы 10 лет делать почву правильной, внося компост, листья, делая сидерацию – может один раз завезти сапропель?:)

Ну, вернемся к посадочной яме. Потом садится саженец (как, я писал в статьеПосадка винограда осенью c видео и картинками(Часть IV) ), потом 10 см сапропели сверху ну и верхние 20 см ямы остаются не заполненными. Это дает отличный прогрев корневой системы молодого саженца. А потом, при полной засыпке посадочной ямы осенью, корневая система оказывается в более глубоком горизонте и никакой катаровки делать не надо. Посадка весной однолетним саженцем.

Теперь про нюансы посадки. А дело-то в том что торопиться с ней не надо. Если у вас есть где хранить свой саженец вы уверены что не пересушите корни, дождитесь 1-го мая и только тогда садите. Дело в том, что к этому времени земля уже прогреется и будет быстрый старт корням.

Опишу случай с посадкой прошлой весной 2010-го года. Мне мой товарищ Сергей Сидоряка отправил пакован саженцев. Но у меня не было места для всех их (заказал много, но как говорится, ты предполагаешь, а Бог располагает). Ну и я продал часть из них своим соседям. А они тут же их и посадили в начале апреля. А я не садил. Мне уже Сергей раза 3 звонил, интересовался, когда ж я их все же посажу :).
Но я ж калач тертый, не торопился – у нас же Киевская, а не Запорожская область (Сергей от туда). Так вот, у тех, кто посадил рано, полезла почка – пришло тепло в воздухе, а корней-то нет – земля еще холодная. А почка питательные вещества тянула, а восполнить то их не кому. Благо саженцы были мощные, а хилые сдохли бы. Короче, зеленые побеги моих, позже посаженных саженцев на конец мая опережали на 20см саженцы, посаженные в более ранние сроки.

Еще, ни в коем случае нельзя сразу мульчировать только что посаженый саженец – дайте земле прогреться! Я писал про это в статьеСамые распространенные ошибки и заблуждения при выращивании столового винограда

Еще один очень важный нюанс. Все набухшие почки, кроме одной, надо обломать, чтобы не тянули питательные вещества. Но даже если это одна оставленная почка повредится – не беда - побеги полезут из замещающих. Но хочу уточнить, нераспустившиеся почки ножом срезать не надо. Надо дождаться, когда почки набухнут, и только набухшие выломать пальцами. Таким образом, вы сломаете только одну центральную и не повредите замещающие.

Посадка хилого однолетнего саженца.

Положа руку на сердце, лучше его выбросить, несмотря ценность сорта. Но так и быть, расскажу, как и его раскочегарить можно. В середине марта садите его в ведро и ставите на подоконник в комнате. Тепло, подсвечивание и подкормки обязательны. Состав почвы в ведре должен быть не рассыпчатый, а скорее глинистый. Иначе при посадке вы не сможете вытащить грунт из ведра единым комом. Если корневую нарушите, толку от доращивания на подоконнике никакого. Ну и садить это чудо надо не раньше 25 мая, когда земля уже будет по-летнему теплой. Теперь, что эта процедура дает? За 2 месяца роста в теплой квартире, формируется довольно мощная коневая система. И получается, что мы садим уже не хилый, а довольно неплохой саженец. И его весь последующий месяц после высадки в грунт нужно держать в притенении.

Посадка саженца из зеленого черенка

Все тоже самое, что и для хилого однолетнего саженца. В комнате усиленно кормить–поить, высаживать 25 мая, и на месяц притенять. Только ведро для него великовато, а посадить этот зеленый черенок можно в 2-литровую пластиковую бутылку. А затем, когда разрастется - в 5-литровую. Ну а про выращивание винограда из черенков я писал в статьеПроращивание и черенкование винограда с видео и фото

Остальные статьи про посадку винограда:
Посадка винограда. Правильная посадочная яма(Часть l)
Посадка винограда. Расстояние между кустами (Часть III)
Посадка винограда. Краткий ликбез.
Корни раскорчеванных кустов винограда
Посадка винограда (главная страница)

53 комментария:

  1. Николай, здравствуй.
    Еще раз прочел эту статью. И удивило то, что ты в яму закладываешь 50см 1-2летнего перегноя. Хотя о таком способе заправки уже писал Коваль Виталий(vushnevuy) Но ведь в нем еще очень много неперепревшей органики. Последующий процесс "гниения" никаким образом не влияет на саженцы? Об этом ведь столько говорилось. У меня есть 2-летний перегной коровяка. Пойдет ли он для заправки ям на такой почве, как у меня http://forum.vinograd.info/attachment.php?attachmentid=14237&stc=1&thumb=1&d=1271961425
    С уважением, Сергей(SergeyNik)

    ОтветитьУдалить
  2. Перегной за год практически полностью перепревает. Но даже если 10-20 процентов и недопрело, но яму то я готовлю заранее. Осенью посадил саженцы, а зимой она допревает. Пдюс к этому корни молодого саженца я сажу в обычную землю (я это акцентировал про поверхностный слой). Ну а двухлетний перегной - это вообще полностью разложившаяся субстанция.

    ОтветитьУдалить
  3. Коля! Добрый вечер. Уже 2 февраля, с нетерпением жду материал о проращивании черенков. Я 31.01 уже положила черенки по методу Пузенко в тряпочке на шкаф, потому что тянуть дальше не было смысла - из-за хранения в квартире многие просто пересохли и их пришлось полностью отбраковать. Естественно, перед этим замачивала их, а перед закладкой обработала корневином. В прошлом году проращивала тремя способами: на шкафу в тряпочке, в банке с водой и в гидрогеле. Лучше всего результат был по первому способу, а в гидрогеле почти все загнили и пропали.С уважением Александра.

    ОтветитьУдалить
  4. Да сам в шоке, уже 3 дня как собираюсь написать. Но корневин везде подделка, бегаю ищу не подделку. Вот вроде нормальный нашел, но и то сомнения есть. Если все сложится удачно - завтра напишу.

    ОтветитьУдалить
  5. Коля, а у меня вот более 2-х метров чистейшего чернозема, мой участок находиться в небольшой балочке, куда с годами и с дождями все и сошло..)))Плюс ко всему эту самую балочку частенько топило, пока не нарезали водоотводы. Так вот, у меня теперь на минуточку вопрос, а стоит ли мне копать обьемные ЯМЫ если у меня такая лафа...или все таки подстраховаться и перестр..ся..???

    ОтветитьУдалить
  6. Все зависит от того, как высоко у вас весной поднимаются грунтовые воды. Если выше 30-40 см, то виноград в таких условиях расти не будет, надо наоборот насыпать грунт как я делал у себя на втором участке с виноградом в статье про посадку винограда

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте Николай! Спасибо за Ваш сайт. Мме нужно вырыть триста ям(трактор-не выход, нет возможности подъехать),Ваши ямы - большие,не справлюсь,ямы-60х60х60 будут нормальными,или всё-таки нужны больше?

    ОтветитьУдалить
  8. Забыл добавить-у меня на участке полтора штыка-плодородная земля, дальше-глина.

    ОтветитьУдалить
  9. Ну на 300 ям все-равно кого-то нанимать будете. Самому такое физически невозможно вырыть. Так что ройте нормальные. А про 60x60.. Ну это лучше чем ничего, но поймите, что в течении всей своей жизни куст будет показывать просто меньшую урожайность.

    ОтветитьУдалить
  10. Ольга Богданова16 марта 2011 г. в 11:23

    Здравствуйте,Николай! я только начинающий садовод ,очень-очень люблю виноград просто есть,заказала по интернету из Мариуполя саженцы,обещают прислать скоро, а прочитав Ваши статьи (кстати, очень понятно все написано -спасибо от "чайников"),что сажать их надо в мае-у меня вопрос-если саженцы приедут в марте-апреле-как их сохранить до посадки?

    ОтветитьУдалить
  11. А вы сами откуда?
    А саженцы сохранить просто - поставьте их в погреб и корни поместите во влажный песок.

    ОтветитьУдалить
  12. Здравствуйте Николай. У меня есть желание и возможность посадить виноград столовый люблю я это дело кушать. Так вот дома у меня плодородного слоя нет совсем - глина, а на работе на базе моей другой прикол вообще глей. Вот дома, я на склоне живу вода неизвестно, мне во всяком случае, на какой глубине но есть полив естественно, а на работе грунтовые воды бывают дюже близко т.к. глей этот довольно зелено-синего противного цвета явно не плодородный. Так вот как мне быть в этой ситуации. Какие ямы рыть или холмы строить подсобите. Есть коровий навоз 5 летний и есть 1-2 летний. Про сапропели я у нас в Харькове не слышал поинтересуюсь конечно но в принципе на мои "крутые" объёмы я в состоянии сделать капельный полив без проблем.

    ОтветитьУдалить
  13. Владимир. Харьков5 апреля 2011 г. в 15:37

    Сапропель в Харькове 12 грн. килограмм. А сколько нужно на одну яму?

    ОтветитьУдалить
  14. Дома копайте ямы как я написал, а на работе придется насыпать грунт, виноград же в воде пропадет. Не, ну сапропель по 12 гр за кг это просто золотая. Лучше найдите чтобы машиной привезли. Я осенью за газон сапропели заплатил 850гр, так там же около 6 тонн. А если сапропель не положите ничего стращного не произойдет, найдите для верхнего слоя ямы другую плодородную землю. Ну а нужно на яму тачку сапропели - это 40-50кг

    ОтветитьУдалить
  15. Владимир. Харьков9 апреля 2011 г. в 14:44

    Привет Николай. Я сегодня в перерыве между очередным дождем сделал маленькую ревизию места на работе где хочу посадить виноград и выяснилось такое: воды на уровне 1,2м. нет. У меня там установлен пожарный гидрант так вот после недели дождей там сухо. Правда, сам обалдел. Метрах в 50 от этого места строил цех так вместе где делался фундамент били ключи. Залили это все бетоном и цех 10 лет фунциклирует без проблем. Теперь я опять потерялся, что делать, закладывать ямы по Вашей схеме или все таки перестраховаться и насыпать холмы? Сапропель у нас оказывается завозят из Белоруссии в биг-бегах и стоит удовольствие я уже говорил 1226 грн. тонна. В Харькове похоже добычей этого никто не занимается во всяком случае я не нашёл. Поэтому завезу чернозём и перегной надеюсь, что у меня все получится. А какой пропорции колотить чернозём с перегноем ну чтобы более менее правильно. Я Штатах видел как пацаны грузили в бетономешалку землю перегной и еще что-то колотили это дело несколько минут и высыпали в яму правда садили от цветочков до деревьев, винограда не видел. Год назад ездил смотрел результат все растет, цветет и развивается. Деревья они конечно привозили уже таво крупные на тягачах и садили автокраном но тем не менее растут. А земля при посадке была конечно по моим понятиям абзац конкретная жёлтая глина.
    Или не колотить, а укладывать все таки слоями? Сидоряку понимаю 80 кг. на яму бахнул и все замечательно но это-ж Знаменка, а я в центре Харькова где с запахами люди тоже боряться поэтому мне надо быстро завести и быстро завалить все в ямы потому что шкандаль мгновенный происходит.
    Я тут нарисовал дюже много но вопрос у меня простой: Я конечно не буду махать лопатой ни времени ни желания для этого нет и плюс сроки сегодня уже апрель, а я все еще сижу возле монитора, а не в огороде. Плюс дожди поливают каждые пол часа. Я приглашу мини экскаватор который мне прокопает траншею 1х1х15м. Грунт я конечно вывезу и как и чем мне правильно загрузить эту траншею?,через сколько метров садить саженец? И сколько на 15-17 метров я могу посадить саженцев что-б все было хорошо?

    ОтветитьУдалить
  16. Траншея это очень здорово! Лучше не бывает. Заправить ее на 2/3 перегноем (снизу), остальную треть черноземом. 20 см не досыпать. Досыпете осенью. Если шпалера будет одноплоскостная, то кусты нужно сажать через 3м, ну или минимум через 2,5. Почитайте мои статьи про шпалеры (за апрель 2010).

    ОтветитьУдалить
  17. Владимир. Харьков11 мая 2011 г. в 05:10

    Коля привет наконец то друзья отрепетировали "Чарлика" и процесс пошел вчера забабахали траншею и персональные ямки для винограда. Посмотри пожалуйста фотки на форуме http://forum.vinograd.info/album.php?albumid=2552
    сюда я не умею вставлять, да и нельзя наверное может чаво не так?

    ОтветитьУдалить
  18. Владимир. Харьков11 мая 2011 г. в 05:30

    Коля. Как я и говорил сплошная глина так что не сыпать всякий гравий,керамзит и прочий бут?

    ОтветитьУдалить
  19. Та не, на этом этапе не так быть не может! Теперь это все нужно правильно загрузить. А ямы солидные - зачет! На низ ничего не сыпать. А сыпать перегнойчик на низ и черноземчик наверх :)

    ОтветитьУдалить
  20. Здравствуйте Николай!
    Спасибо за блог. Поучительно.
    У меня опыта работы с виноградом практически нет.
    Весь опыт - прибежал с работы уже практически ночью - воткнул в землю саженец. А потом весной нашел его - если он вырос:).Вот так и растут у меня на даче несколько кустов "дикого" Восторга, Страшенского, Домасской Розы и еще что-то неопазнаное :):). Но в этом году возникло желание посадить серъезный (правильный) виноградник. Остановился на подборке Восторг-Кодрянка-Страшенский-Аркадия-Памяти Негруля-Кишмиш молдавский. С учетом, что в распоряжении соток 6 - 7. Было загорелся привычным способом "понатыкать" там и сям, но почитал умных людей в интернете и немного приутих. Во-первых, надо определиться где взять "правильный" настоящий саженец этих сортов. На рынке видал многих "знатоков". Но доверием не проникся. Боязно. Не хочется купить чепуху с красивой картинкой на проволочке. Во-вторых, место не приготовил. Ям не накопал. Ну и так далее. Короче, кроме страстного желания - ничего нет. Решил сейчас посадить правильно один рядок метров 12. У меня на даче чернозема сантиметров 60-т - 80-т (Живу в Кривом Роге), плюс сосед в 20-ти метрах копал колодец и через 2,5 - 3 метра дошел до грунтовых вод. Вопросов у меня много. 1-й Что скажете про подборку сортов? Правильно ли с точки агротехники их запихивать на участок в 6 соток всех вместе?
    Не поздно ли я опомнился с посадкой в мае? Сколько кустов на 12 метрах высаживать, стоит ли их чередовать по сортам. Или остановиться на одном сорте, скажем на Аркадии? И, все таки, какую яму мне лучше копать под посадку (и чем наполнять)? Песка у нас в почве нет абсолютно. На солнце чернозем становиться как бетон. А полив на даче по часам два раза в неделю :(.И главное,где приобрести качественный посадочный материал?
    Понимаю, что мои вопросы могут вызвать улыбку (и это самое меньшее:)) и ответ типа "...учите матчасть", но пожалуйста, дайте верное напраление действий. Спасибо за ответ.

    ОтветитьУдалить
  21. Здравствуйте, Николай. Черенки стоят в воде на окне. Уже хорошие корни. А дальше незнаю че делать. Как садить, Куда садить. Когда садить. А может уже и опоздала!

    ОтветитьУдалить
  22. Да, сейчас у вас самый ответственный этап будет :) Вообще-то такие саженцы сажают в стаканчики и ставят на подоконник. Но уже скоро июнь месяц, пока постоят на окне, пока пересадите в грунт - позновато. Неплохо было бы их высадить прямо в грунт. Но, чтобы не рисковать, сделайте вот что. Половину высадите в грунт, в минипарничок. Так как почва должна быть теплой. А половину в стаканчики. Почвосмесь сделайте такую - 2/3 покупной земли и одна треть перегноя-сыпца трехлетнего, он уже почти на грунт смахивает. И поставьте на окно но только не северное, чтобы почва в стаканчике была прогрета, иначе корни сгниют и пропадут.

    ОтветитьУдалить
  23. здравствуйте Николай!!!посмотрев ваше видио по укоренению черенков попробовал сделать так же.Результат получился превосходный черенки укоренились на 100%, до июня выращивал их в стаканчиках на подоконнике, но после высадки в открытый грунт листья начали желтеть и вянуть, а новые приросты получаются маленькие и кривенькие, подскажите в чём проблема, живу я в средней полосе России. Заранее благодарен.

    ОтветитьУдалить
  24. Похоже вы их пересадили в более холодные условия, часть корней пропала, так как они привыкли к более теплой t которая была у вас на подоконнике. Понимаете, мне вам сложно советовать, потому что я не чувствую ваш климат. Допустим, дам вам совет соорудить минипарничок для кустов, чтобы приблизить t к оптимальной. Но вдруг под ним у вас побеги погорят. Я немного южнее и при высадке в конце мая у меня таких проблем как у вас не будет, так как уже и почва хорошо прогрета да и в целом t высокая. Если натяну пленойчный минипарничок, то все в нем погорит, а если из спанбонда, то будет ок. А у вас возможно спанбондовый не будет держать нужную t. А вообще, на будущее сажайте однолетние саженцы, а не занимайтесь ерундой с зелеными.

    ОтветитьУдалить
  25. Николай здраствуйте!В винограде я почти полный ноль!Ноэто я думаю временно, есть друзья и Вы во всяком случае.Так вот копья я уже ломаю учусь и анализирую вкупе со своим соседом(у него опыта поболе).На счёт посадки: по совету моего "Сенсея," если саженцев не много, ну там 1-3 он их садит в старые выварки(раньше в них бельё вываривали) наполняешь плодородной землёй и садишь саженец.Да чуть не упустил,у выварки вурубывается дно, с этой стороны растёт наш виноград обратная сторона ставится на крышку которая была в комплекте,и немного прикапывается.Для того чтобы в жару не погорели корни нужно сделать теплоизоляцию. У меня обёрнуто минватой.Три саженца посаженных мною в начале июня вымахали по 4-5 метров.Ну а осенью на постоянное место(ставится в яму и как детскю пасху аккюратненько вытрушиваем).Это типа я свами поделился. А теперь к Вам вопрос вернее два.Земля у меня убогая два штыка суглинок дальше глина,а усоседа через штык хрящь исразу камень.Как быть? И можно всю яму заправлять компостом?

    ОтветитьУдалить
  26. Не, ну с выварками немного рассмешили, а цель-то какая? Это ж столько возни.. Теперь про вашу убогую землю. У меня она еще хуже :) Обязательно ройте большую яму!!! Лучше всего на куб, ну минимуи на 0,8 куба. 2/3 ямы (нижнюю часть) заполняете компостом(перегноем). Следующие 30 см плодородным черноземом(торф не годится). В него и посадите саженец. Обязательно его найдите и не в коем случае не сыпьте верхний слой вашей убогой земли :) А вообще прочитайте мои статьи про посадку Посадка винограда осенью однолетним саженцем с видео и картинками (Часть IV) ну и остальные ссылки в конце статьи.

    ОтветитьУдалить
  27. Николай спасибо!Ну что рассмешил тоже приятно, хоть не прослезил!Я же говорю не моё ноу-хау,но эта выварка спасла мне Лору.Её зтопило дождевой водой в посадочной яме роста ноль отсадил пошла.Но опять же я не навяэываю мнение, я только учусь и делюсь впечатлениями,а за остальное огромное мерси!!!P.S.Коля,Я твой блог прочитал практически весь поучительно и полезно, но вот когда дошёл до того места где пошла политика чуть взгрустнул,и сюда эта зараза проникла!Мне кажется виноград с этими гоблинами не совместим.Я сДонецкой области,но мне, что те что эти.С уважением Сергей горняк с 30 летним стажем.

    ОтветитьУдалить
  28. Сергей, так а почему у тебя яму затапливает? С крыши вода течет что ли? Я ж посевернее буду и дождей наверно больше должно быть, особенно по этому году, но все ок.

    PS
    А насчет политики - не грусти :) Как ты говоришь, каждый гоблин рано или поздно ответит за свои гоблинские проделки :)

    ОтветитьУдалить
  29. Попытаюсь вкратце. Короче участок имеет небольшой уклон.Одним словом досталось нижним.Осенью нужно копать(опять копать!) отводящие канавки.А хороших дождей было всего два, но этого хватило.PS Сегодня был у одного виноградаря в гостях: вноградник зачуханный, но мне понравился сорт как он сказал Аку-Аку вкус вид мне понравился, но в инете не нашёл его фото чтобы сравнить.Ты онём что то знаешь? Поделись если что.

    ОтветитьУдалить
  30. Боюсь что надо поднимать участок под виноград.. Он может расти на какой угодно почве, но в воде жить не может. Сергей, ты ж видел мои статьи, как я закладывал участок под виноград. Возьми и выдели под виноградник например одну сотку, завези туда 3 машины чернозема - короче чтоб было поднято хотя бы на пол метра. Это сделаешь один раз, а потом все долгое время плодоношения горя не знать будешь!

    ОтветитьУдалить
  31. Здравствуйте, Николай. Прикопала лозы винограда длиной 1,50см на зиму прямо в землю.А вот дальше как поступать незнаю.Когда их можно выкапывать. Как садить.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  32. Выройте посадочные ямы, сверните ваши полтора метра лозы кольцом, положите в яму и заройте. Вот и вся посадка :)

    ОтветитьУдалить
  33. Здравствуйте. Прорастил черенки в банке на подоконнике. Побеги с листьями есть, корни тоже. Высадил их в большие стаканы и поставил на тот же подоконник. Сегодня заметил, что новые маленькие листья сохнут и отваливаются. корни в порядке, почва не сухая и довольно тепло. Что им может не хватать? Может поставленные недавно жалюзи мешают? Света мало?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что то знакомое, но уже не помню точно что именно. Так навскидку, первое, возможно переувлажнение, второе, грибок, серая гниль напрример, обработайте ридомилом.

      Удалить
    2. У меня также было. Вчера взрыхлила землю в стаканчиках. Сегодня утром листья поднялись. Наверное, земля утрамбовалась после поливов и нет доступа кислорода.

      Удалить
  34. Все таки дело не в свете..заметил черные точки на стебельках и под листьями. Наверно паразиты. Как с ними быть?

    ОтветитьУдалить
  35. Живу в Воронежской области, вчера выкопали ямы 80*80*80, заправили 2/3 перегной крупного рог. скота 3-х летний + зола "на глазок", но не менее 1 ведра, утрамбовали, пролили как следует, сверху 30 см земли. но не чернозем, а песчаная (лесная) схема посадки планируется 2*2, шпалера одноплоскостная. Все ли правильно, или что-то надо исправить.
    PS земля - песок, до грунтовых вод - далеко. чернозем - проблематично

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В целом все верно, плохо только что сверху почва бедноватая. Можно было бы ее смешать со старым компостом наприер, раз чернозема нет. Ну и второе, не нравится мне когда междурядье 2 м, обычно оно 3. Чем вызвано такое решение?

      Удалить
    2. место солнечное, открытое, а вообще постараемся немного исправить, и следующие выкопаем подальше . а вооще не расчитали, еще вопрос, а можно ли использовать вместо компоста очень - очень разложившийся навоз в котором было много соломы и добавить немного глины

      Удалить
    3. Можно, но кладите его треть и 2 трети вашей дерновой земли.

      Удалить
  36. -"Иногда пересыпаю суперфосфатом"
    -выкопал яму на куб. сколько суперфосфата на такую яму нужно примерно? спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я кидал по 2 жмени после каждого возика. А возиков 3-4.

      Удалить
  37. Здравствуйте, подскажите пожалуйста а засыпать яму под саженей можно коровьим навозом 10 летней выдержки?спасибо заранее за ответ

    ОтветитьУдалить
  38. Здравствуйте,проживаюв Ваших широтах, чернозем около 1.5м, грунтовые воды не более2.5м, подскажите пожалуйста нужно ли копать столь большиеямы в даном сучае и на сколько заправлять грунт. Саженцы привитые придерживаю в погребе до прогрева грунта, порчки начинают постепенно просыпаться, вопрос которую из проснувшихся 8-10почек оставить верхнюю, нижнюю или наиболее крупную? Спасибо

    ОтветитьУдалить
  39. Наиболее крупную как можно ближе к верхней части :) А вообще любую, не партесь.

    ОтветитьУдалить
  40. как в это время правильно высадить только что сорванные зеленные черенки винограда в Ростовской области (сейчас средняя температура днем - 27 градусов)? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  41. Николай, здравствуйте! подскажите, что делать - у меня проросший черенок выкинул 2 крупных грозди (при шести листьях), обломать их не трогать. Каких-либо признаков увядания нет.
    Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
  42. Адамей - поліщук16 июля 2012 г. в 22:17

    Вітаю Миколо! Я цього року висадив свої перші два кущі винограду, один з них - "Коринку русскую" планую формувати на арку з високим штамбом. Зараз на ньому росте два пагони(один резервний). Запитання: як правильно я маю обрізати даний кущ перед укриттям на зиму? Залишити по 2-3 вічка на кожному пагоні, що як я розумію дозволить кущу сформувати сильнішу кореневу систему; чи залишити всю лозу, яка визріє цьогоріч, що дозволить мені швидше сформувати високий штамб, дуже вже шкода обрізати визрілу лозу кожен сантиметер якої так важко дається?
    Дякую за відповідь!

    ОтветитьУдалить
  43. Здравствуйте Николай.Сегодня 20.05.013г когда нужно подкормить виноград ему 2 года. Спасибо.Борис Николаевич г.Энгельс Саратовская обл.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эще месяц назад надо было сделать первую подкормку :) Кормите раз в неделю - это лучше всего.

      Удалить