пятница, 12 ноября 2010 г.

Посадка винограда осенью однолетним саженцем с видео и картинками (Часть IV)

Я хочу вернуться к теме о посадке винограда. На сей раз речь пойдет о посадке осенью. Ну и я опять попытался заснять этот процесс на видео. Для посадки будет использоваться однолетний саженец, выращенный в течении вегетации этого года из черенка. Наилучшие сроки посадки на осень это середина октября – начало ноября. Так как земля еще теплая есть шанс, что саженец успеет отрастить корни еще осенью. Ну а если ноябрь теплый, то вообще класс! Ну а этот год вообще идеальный для осенней посадки – днем свыше +20! И еще раз хочу отметить, каким бы ни был уход за виноградом в дальнейшем, высоких урожаев никогда не получить, если посадка произведена на тяп-ляп либо неправильно.

Я слышал от многих виноградарей, что посаженные осенью саженцы показывали более стремительный рост весной при одинаковом уходе, хотя сам такого не замечал. Но чисто теоретически, это логично, так как у саженца осенней посадки есть больший запас времени на развитие корневой системы, чем посаженного весной.

У меня получилось 2 видео фрагмента. Первый – это приготовление холмика, на который будет помещаться саженцы, обрезка кончиков корней. Второй – это сама посадка, а также недопущение того, чтобы куст находился в ложбинке. Ну а разделяет эти 2 фрагмента время потраченное на то чтобы впиталась вода при поливе ямки.





Ну а сажу я здесь Гурман ранний, о котором писал в заметке Сорта винограда для рынка и их характеристики

Мне думается, что ключевые моменты я не упустил. Единственно, что с этого ракурса плохо видно сам холмик. Он в высоту примерно 6-7 см. Также плохо видно глубину ямы. Она не досыпана землей до верху где-то 25-30 см. Оказывается, зачем это нужно я нигде не писал. Дело в том, что корневая система винограда не должна находиться на поверхности почвы. Это связано только с одной причиной – возможностью вымерзания корней зимой. Корневая система не выдерживает t ниже чем -7-8С.
Поэтому должна находиться на глубине 30-40 см. Глубже не надо, так как на большей глубине земля дольше прогревается весной(что задерживает начало вегетации), и будет довольно прохладной в первой половине лета (что ведет уже к отставанию в созревании ягод и лозы). Так как в первый год вегетации корешки молодого кустика должны хорошо прогреваться, то он растет в ямке с присыпанными корнями на 5-10см. Осенью первого года ямка засыпается, и мы получаем расположение корней на те же 30-40 см от поверхности. Но мы то садим этой осенью, и кустику надо пережить еще и текущую зиму до первого года вегетации. Поэтому я считаю, что нужно яму засыпать как можно сильнее, оставив только 5см до поверхности. А весной, выбрать лишний грунт, сделав глубину ямки 25-30см. А следующей осенью засыпать яму полностью.

Ну а полностью подсыпанную яму я на видео не заснял. Но зато сфоткал позже, и она вот на этой картинке.

Посадка винограда, яма

Ну и еще раз хочу обратить внимание, что бы ни зона расположения корней, ни верхушка, находящаяся над землей, не были в ложбинке. Иначе при зимних оттепелях туда будет стекать вода, что приведет к вымоканию и выпреванию саженца. Я имел такой печальный опыт, что молодые кустики гибли. Над этими частями нужно делать холмик. Собственно это и есть главное отличие осенней от весенней посадки.

Также хочу отметить то, что нижнюю часть однолетней лозы очень хорошо бы зарыть в землю. Об этом я писал в заметке Посадка винограда(Часть II) про катавлак. Так уж получилось, что 2 саженца весенней посадки этого года мне пришлось выкопать. Так вот, корни, отросшие за этот год на зарытой в землю однолетней древесине намного превосходили пяточные корни с которыми садился саженец!

Тут я привожу рекомендации по посадке для севера Украины. Какие отличия посадки будут для других регионов, например для средней полосы, урала или сибири сказать точно не берусь. Но знаю одно, по глубине посадки нужно найти баланс между плохим прогревом корней летом и вымерзанием их зимой.

Еще статьи на тему посадка винограда:
Посадка винограда. Правильная посадочная яма(Часть l)
Посадка винограда. Про поверхносный слой посадочной ямы, сидерацию, глиняную подстилку, катавлак (Часть II)
Посадка винограда. Расстояние между кустами (Часть III)
Весенняя посадка винограда зелеными черенками и однолетними саженцами
Посадка винограда. Краткий ликбез.
Корни раскорчеванных кустов винограда
Посадка винограда (главная страница) Посмотреть другое мое видео о винограде

31 комментарий:

  1. Максим Луценко23 июля 2011 г. в 11:41

    Николай, здравствуйте! В прошлом году стал дачником, приобрел участок с молодым виноградником (25 кустов) площадью примерно 1,5-2 сотки! Кроме установленного виноградника на участке имеются несколько 3-4-хлетних кустов винограда, которые удалось попробовать осенью прошлого года! Очень понравились по вкусовым качествам! Осенью этого года (октябрь) планирую привести виноградник в порядок - осуществить глобальную пересадку кустов, т.к. нарушены расстояния между кустами при первичной посадке, и возвести двухплоскостные шпалеры!
    Прошу от Вас совета по возможности - как быть при пересадке уже взрослых кустов винограда, учитывая тот факт, что многолетние лозы при формировке в 4-хрукавный веер достигают 0,8-1 м! Есть ли особенности при самой пересадке взрослых кустов от первичной, в какой период необходимо приготовить ямы? Заранее благодарен!

    ОтветитьУдалить
  2. Ну, по взрослым кустам даже не знаю.. Они плохо переносят пересадку. Очень коротко их обрежте - оставьте по 3 почки на рукаве. А весной 2 сломаете чтобы был о по одонму побегу на рукаве. Если сможете, пересадите кусты с большим комом земли.

    Посадочные ямы или траншеи нужно вырыть хотя бы за 2 месяца до посадки.

    ОтветитьУдалить
  3. Подскажите, пожалуйста, я этой весной посадила саженцы как вы рекомендуете и вот у меня вопрос: если я засыплю осенью кустики винограда не доходя 5 см до поверхности, весной "лишнюю" землю убирать?

    ОтветитьУдалить
  4. Про 5 см я писал в случае осенней посадки. Так как вы садите весной, после первой вегетации, осенью, вы полностью засыпаете яму, навсегда.

    ОтветитьУдалить
  5. здравствуйте, Николай, в конце второго видео вы сказали, что яму потом будете мульчировать. вопрос: чем мульчируете, и каким слоем? я так понимаю - до верха ямы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пришлось видео свое еще раз пересмотреть :) Тут я имел в виду, что зсыплю пролитый слой сухой землей, а не мульчирование которое многие делают летом. А землей яму лучше доверху засыпать на зиму. А весной уже верхний слой убрать.

      Удалить
  6. Дали дали проросший в бутылке виноград 1августа.Вырос на 1метр. Как укрыть на зиму,если ствол еще не одеревенел? С уважением Инна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все что не одревесневело пропадет. Ждите, может хоть почка вызреет. а если нет - не переживайте, всю зеленку срежде а прошлогодний прирост укройте - выбьется побег из спящей почки.

      Удалить
  7. Тая Ферфелуца9 октября 2012 г. в 10:37

    Добрый день Николай.Я новичок в этой области .Извините за вопрос -но хочу знать правильно я поняла из этого видео,что при такой посадке катаровка не нужна.Заранее благодарна.

    ОтветитьУдалить
  8. Коля, я не поняла при осенней посадке от пятки сколько почек присыпать? Я купила саженцы где-то с 10 почками. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Смотрите, от пятки (пятка - это там где корни, навсяк случай :) ) идет уже 2-летняя часть древесины, а из нее - однолетняя, что выросла и одревесневела в этом году. Так вот, ее прикопайте на 4 почки.

      Удалить
  9. Здравствуйте, поздно увидела Ваш блог, и поняла что сегодня посадила видимо все не правильно: подскажите пожалуйста , виноград кишмиш и августовский : яма 80*80*80, на дно навоз, земля, перегной-пепел (с компостной ямы все паленое) потом посыпала нитрофоской, залила водой , обрезку корней забыла ((( посадила так как дали распрямив корни, засыпала землей до годовалой одревесневшей ветки , еще раз полила.... и потом самое интересное, "люди" сказали положить покрышку (от машины колесо) вниз в яму (чтоб уровень примерно был на уровне земли, и на зиму для сохранности засыпать виноград полностью землей... я так и сделала и не оставила ни одной надземной почки . Что мне делать , где ошибка, надо ли ехать и разрывать срочно годовалую ветку... подскажите плиз (не рано ли я так укутала , проживание в центральной части Украины) Спасибо огромное за ответ, Ваш блог суппер!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, в целом серьезных ошибок нет, если на дне действительно перегной а не свежак :). Землей конечно можно укрывать, но лично у меня много почек выпревало(читайте мои статьи, как укрываю я). Ну а зарыли вы его конечно рано, надо в конце ноября, до сильных морозов. Мороз до -10-15 ему вообще не страшен. Если есть время приедте и раскройте. Чтоб меньше прел.

      Удалить
    2. Спасибо, прочитали и сразу поехали разрыли и сделали "холмик" на всякий случай, спасибо большое, очень замечательный у Вас блог !

      Удалить
  10. Добрый день Николай.Скажите -а посаженные саженцы сейчас осенью сразу укрывать или оставить немного,при какой температуре укрывать их.Заранее благодарна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Укрывайте при любой плюсовой t. Это нужно для того, чтоб перед укрытием обработать лозу железным купоросом (это обязательно!!), если будет минус по вода в опрыскивателе замерзнет). Укрывать в конце ноября.

      Удалить
  11. Здраствуйте Николай.Подскажите мне такое-мне нужно заготовить черенки винограда в конце этого месяца,лоза вызрела хорошо,но в Италии первые приморозки где-то в конце ноября и лист не опал на лозе,а я еду домой 1 ноября,как мне правильно удалить листья на черенках- чтоб не повредить почки.Нужно оставить по 1 см листового черенка,а все остальное удалить?с листом никогда не брала.Напишите как правильно.Заранеет благодарна Вам за подсказку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Просто обрежте секатором черенок листа у почки, а когда высохнет, руками акуратно удалите, иначе гнить начнет. Кстати, а зачем вам итальянские сорта у нас? 90% что они все болезненные и неустойчивые к мильдью. Скажите хоть названия сортов что собираетесь везти.

      Удалить
  12. Сорта не знаю,это очень старый куст.Просто такой я ела в детстве и мне очень нравится.А в меня есть уже 3 года ,как посажен-Кардинал,Виктория,Москат белый и черный и Кодрянка (БЛЕК МАДЖИК).Пока болезней нет никаких.Только на Виктории была черная пятнистось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Болезни прдут, не думайте что их не будет. У меня пришли на 5-ый год.

      Удалить
  13. Здравствуй Коля. Ничего что на ты? Меня зовут Вова(Вован,Вовчик,Володя,в общем кому как удобнее). Давно хотел посадить виноград,но не ту гадость что у большинсва растет как сорняк и весь двор заплетает,а что нибудь стоящее и вкусное.Этой весной попался мне на рынке сажанец Надежды АЗОС,купил,посадил и тут встал вопрос о правильном уходе за ним.Погуглил интернет нашел несколько толковых сайтов ну и конечно твой блог. С тех пор в основном пользуюсь твоими советами.Тем более что даже географически мы на одной широте (51градус плюс минус минуты).Виноград меня так увлек что я купил еще 9 сажанцев,кстати у твоих друзей, Сидоряки и Приходька. Так вот собственно что я хотел у тебя спросить: Нужно ли осенью перед посадкой вымачивать саженцы в гетероауксине? И нужно ли (или можно ли) обработать побеги железным купоросом?Заранее спасибо. Твой блог по моему мнению это лутшее что сейчас есть по практическому виноградарсву. P.S.Позволь иногда задавать может быть глупые с точки зрения специалиста,но так важные для начинающего любителя вопросы. С уважением Вова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Володя, конечно можно на ты. Вопросы задавай любые, раз возникают, знач чото я не дописал и не объяснил в статьях. Насчет гетероауксина, можно, вымачивай, но можно и не вымачивать. Но намного важнее обновить срезы на корнях. Да, после посадки обязательно обработай побеги ЖК.

      Удалить
  14. Здравствуй Коля,спасибо за ответ. 8-го и 9-го числа все посадил,но пока еще не укрывал,срезы на корнях обновил,обработал.Читал что ты пользуешься сапропелем,помоги идентифицировать субстанцию которая на этом фото--PB070741.JPG .На ощупь землистое,рассыпчатое,похоже на перегной.Находится на дне старого заброшенного отстойника очистных сооружений.Воды там нет так что заходи и копай.Сверху лежит это черное,под ним немного глубже такой же структуры,но более плотное и коричневое(как по мне так вроде торф)
    В интернете по запросам торф и сапропель одни и те же фотографии. Есть возможность накопать его сколько угодно,но не ясна его ценность и как его правильно применить.Если можешь помоги советом,что это и с чем его едят?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошая штука, берите и заправляйте им ямы. И торф снизу берите.Но разбавляйте перегноем или компостом на всяк случай.

      Удалить
  15. Весенней посадки виноград я недели 2 назад обрезал, оставив по 2 и 4 почки на двух оставленных побегах. затем я окучил его землей, накрыл полиэтиленовой бутылкой, которую тоже окучил или прикопал наполовину. так как в то время сухого песка у меня не было, я оставил в таком состоянии как описал. теперь хочу оставшийся незаполненный объем бутылки засыпать сухим песком(горлышко бутылки открытое), затем накрыть мешком из под сахара и присыпать всю эту конструкцию грунтом, вот только не знаю каким слоем присыпать (какова толщина грунта?). планирую это сделать в четверг, когда по прогнозу будет - 5 -7 градусов, потому как в сб. и вск. обещаю больше 10 град мороза. есть ли критические ошибки в описанном процессе? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, как все сложно, засыпьте лозы землей и накройте сверху куском шифера - будет то же самое!

      Удалить
  16. Николай.Хочу посадить в г. Донецке 1га. столового винограда.
    Помогите советом..Сорта.и т.д

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сорта - только по настоящему урожайные сорта - Аркадия, Кодрянка, Надежда Азос, Ливия, Кишмиш лучистый.

      Но самое важное - вам нужно такое количество работников, чтобы нужная операция была выполнена вовремя. Если такого не будет, то работа будет накапливаться как снежный ком. Например, вы успели сделать нормировку побегов только для половины виноградника. Пока вы ее делаете для остальной части, первую уже подвязывать надо. А не успели подвязать, побеги очень длинные и забирают в 2 раза больше времени, если б это было сделано когда надо. То что было подвязано позже уже и болеть начнет. Короче самое сложное понять сколько нужно людей, найти этих самых людей чтобы они были нормальными работниками и конечно же найти рынок сбыта на такой обьем. Еще очень важно, допустим вы снимаете на зиму охрану с виноградника, так у вас всю вашу шпалеру поворуют. Как этот момент собираетесь учитывать?

      Ну это так, самые основные нюансы, а их миллион еще)

      Удалить
  17. Николай, подскажите, пожалуйста, я первый раз посадила в этом году виноград две недели назад, Киевская обл. Боюсь что зря засыпала его мокрыми листьями, прочитала у Вас, что это неправильно!! в заглубленной яме не досыпано земли на 20 -30 см где то. сам саженец посажен до отростка. Накрыла пластиковой бутылкой с дырками и потом еще сверху до уровня земли листьями, но шли дожди и всю неделю последнюю тоже дожди!! Морозов еще не было вообще, ну может 0 град., в выходной поеду выкину все листья, уберу бутылки и чем мне засыпать эти отростки??? землей или еловыми ветками свежими?? Очень прошу ответьте, сама не разберусь, на разных сайтах разная информация, а у Вас так все логично и доходчиво написано! Заранее спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  18. Спасибо Николай, поучительная информация.http://wp.me/p4vrNX-18t

    ОтветитьУдалить