четверг, 7 июня 2012 г.

Арочная шпалера или пергола для винограда

В этой статье я хочу описать свою арочную шпалеру, ну или перголу, как кому больше нравится. Я долго колебался в выборе между ней и Y-образной шпалерой от Сергея Сидоряки. Аж целых 2 года. Ну и переломным моментом стало посещение виноградника братьев Третяков в Никополе.


Вот что можно разкочегарить на этой шпалере



А вот грозди





Я считаю что гроздей таких кондиций можно добиться только держа полог листьев в горизонтальной плоскости (параллельно земле).
Точно такие же шпалеры я видел и в Италии, также у одного форумчанина из Таджикистана.

Выскажу свою точку зрения, хотя она отражает каплю в море из факторов, влияющих на правильное освещение винограда. Всем известно, что виноград нужно садить только чтоб он был на 100% солнце. Если хотя бы пару часов он будет в тени, хоть в лепешку разбейся с подкормками и зелеными операциями – он всегда будет проигрывать кустам, находящимися целый день на  солнце. Как я писал в статье Шпалера и формировка винограда. Виды шпалер, одноплоскостная шпалера с востока на запад плоха, потому что не освещаются листья с северной стороны. С юга на север лучше,  но пол дня освещается восточная сторона, пол дня западная. Так же не все листья находятся целый день на солнце и у Y-образной шпалеры со свисающим приростом. И только арка дает возможность каждому листу на кусте быть освещенным весь день! Зачем же этот лист целый день на солнце держать? А вот почему, через устьица он хватает из воздуха в основном углерод, связывает его  с водородом и кислородом из воды, и макро и микроэлементами, которые добыли корни, и делает офигенно сложные молекулы, которые мы по простому называем пластическим веществом или пластикой, из которых строятся все зеленые части растения. И вот, как быстро куст будет вырабатывать пластику зависит от температуры, фар, воды, макро и микроэлементов. На t мы в целом глобально повлиять не можем, но на все остальное – можем. Вообще задача виноградаря – вовремя подносить снаряды в виде воды, макро и микроэлементов в хорошо освещенную зеленую фабрику листа. Ну и не позволить грибкам и вредителям ее сьесть.
Но вернемся к освещенности листа. Я много внимания уделил разделу про фотосинтез у Стоева. Он описывал его пики по времени суток, делал эксперименты с СО2 (чем его больше, тем активнее фотосинтез), так же он писал про то, что при увеличении определенного порога ФАР, фотосинтез интенсивней в полутени. Ну и конечно главным фактором интенсивности фотосинтеза есть t,  на которую мы прямо повлиять не можем. Но в целом тенденция довольно понятна и ее можно было бы изложить без его экспериментов. Он пишет, что в начале вегетации апрель-май, фотосинтез активней днем. Ну это вроде и так ясно, ведь ночи еще прохладные. Ну и во второй половине вегетации, фото-з активней утром и вечером. Ну, тоже вроде ясно, днем растение закрывает устьица, дабы избежать потерь влаги.  Но если виноград хорошо полит, вряд ли он будет закрывать устьица и днем и будет активно расти. Тем более в моих северных широтах, где ФАР в переизбытке вряд ли будет.
Я просто уверен, что в 60-е годы не мог Стоев делать опыты на поливном винограднике, тогда же капельного полива не было, а другие методы настолько затратны, что просто не реально их в жизнь было воплотить.

Но если отвлечься от ученых, то в пользу арки меня сподвигло следующее:
1)Один мой куст Плевна, что был растянут в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В горизонтальной  грозди, ягоды, побеги были намного круче.
2)Грозди Пребражения у Третяка(арка) и Сидоряки(Y-образная). У Сидоряки было безусловно хорошее Преображение, но кондиции гроздей и ягод однозначно проигрывали третяковским.
3)Итальянцы столовый виноград выращивают только на арках, да и японцы тоже.

Еще хочу обратить внимание на поливы. Почему виноградники на богаре имеют урожайность в 2 раза ниже поливных? Да потому что при недостатке влаги лист закрывает устьица, и фотосинтеза нет вообще. То есть в самые благоприятные для роста жаркие месяцы, если нет дождей, куст не растет. То есть арочная формировка будет абсолютно бесполезной без поливов. Виноград на одноплоскостной с поливами будет намного лучше, чем на арке без поливов. И еще интересный факт, если кусту, не хватает влаги и листья потеряли тургор, то после полива листья сразу выпрямятся, а вот фотосинтез начнется только через 4-5 дней. Поэтому, что в сильное похолодание (ниже 15гр), что в засуху виноград не растет, а значит и оттягивается срок созревания.

Теперь подробней про мою конструкцию арочной шпалеры. У меня было одно очень простое условие – из метала шпалеру делать нельзя, бо украдут все равно, не летом так зимой. Но металлическое основание все равно нужно, и вот что я придумал. Я купил квадратные металлические трубы с ребром в 20см. мне их порезали на 2м каждый. Позабивал их где-то на 70см в землю и 130 торчало над землей. Эти трубы у меня на расстоянии 2м друг от друга. Потом купил пластиковую трубу 40мм в диаметре и надел на выступающую металлическую часть с одной и другой стороны. И получилась жесткость и метала не видно. Ширина первой арки 4м, где растет ряд Аркадии с одной стороны и НПЗ с другой, а второй арки - 5м, там КЛ и пока Дунав. На фото видно что у меня есть как бы конек, а не ровная плоскость параллельная земле.
Это для того, что пластиковая труба не жесткая и если будет провисать, то станет прямой, а не как сейцчас дугой. Высота конька - моя вытянутая рука без ладошки (где-то 2,15м). Потом просверлил в трубе дырки через 30см и продел проволоку.   


По центру я подпер деревянными опорами, прибив трубу к дереву гвоздем сверху.

Ну и соответственно ряды винограда у меня растут по краям арки



Пока я еще не сделал длинные рукава, и побеги начинают свой рост в вертикальной плоскости, но через год я их подниму где-то на 1,7м от земли, и весь лист будет в горизонтальной плоскости.

Теперь про нюансы
Вот на этом фото видно, что на первой моей арке крайние дуги из пластикой трубы.



При натяжении проволоки они все равно делают изгиб, хоть я их и подпирал.
Поэтому на второй арке я сделал крайние дуги деревянными. Конечно не так долговечно, но зато хорошо проволока натянута.



Ну и соответственно поставил распорки, 3 штуки – 2 по краям и одну по центру.
Ну и первую арку я связал деревяхами по коньку и краям, 



а вторую уже не делал так, все равно той жесткости что я хотел нет.



Некоторые мне говорят, что пластиковая труба не долговечна и рассыпется под воздействием ультрафиолета. Ну, честно говоря, не знаю, но у моего соседа теплца из таких труб – уже 6 лет стоит, вроде и признаков разваливания я не вижу.

Ну и еще хочется отметить, я буду вести зеленые побеги не навстречу друг другу, а по 45 градусов, дабы их длина соответствовала не катету, а гипотенузе.

Ну и немного не по теме, на фото видно,  что под виноградом у меня лежит черный спанбонд. Ну, просто устал в прошлом году с сорняками под рядами бороться. Не проходило и недели – они по колено, а это все болезни и повышенная влажность. А гербициды применять не хочу. Так что дешевле один раз весной подстелить, чем потом все лето мучится.

И в результате у меня получилась дешевая и главное неброская шпалера, которую можно соорудить за день или 2.

А вот виноград на арочной шпалере на 20 июля 

56 комментариев:

  1. Николай здравствуйте! Скажите какие должны быть размеры арки (ширина, высота), и на каком растоянии друг от друга высаживать виноград,и какая должна быть формировка? Очень тоже хочу у себя такое затеить. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я свою арку делал под свои ряды. У меня междурядье 3м, ну и арку отодвинул на пол метра от ряда наружу. Получилось 4м в ширину. А вторая 5м, там растет более сильнорослый КЛ. Садить кусты нужно точно так же как и на одноплоскостную шпалеру 3-3,5м между кустами. Я же когда садил склонялся к двухплоскостной Y-образной поэтому садил через 1,8м. Так вот у меня ряд трехлеток Аркадии уже занял все пространство. Так что на следующий год либо удалять кусты через один(что я и планировал как вариант с самого начала), либо делать еще одну плоскость, а значит еще одну арку, которую придется помещать между двух существующих.

      Удалить
    2. 4м в ширину, а в высоту сколько?

      Удалить
    3. На ладонь ниже моей вытянутой руки (2,15м)

      Удалить
  2. Здраствуйте,

    А лоза на зиму снимается с орочной шпалеры?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, обязательно покажу как. Это практически не отличается от обычного укрытия.

      Удалить
  3. Александр, круглик7 июня 2012 г. в 17:59

    Привет Коля,я не знаю насколько долговечен пластик,а вот стойки из сосны точно долго не выдержат,у меня в лесу полно акации она надежней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, Саша, согласен. Но нужно будет поменять всего 2 крайние. Но я вот 3 года назад сделал теплицу из сосны, думал на год или 2, вот уже 3-ий сезон стоит, может и 4-ый тоже протянет. А про акацивые я знаю, но у меня времени как обычно нет, а надо чтоб было сделано, вот я по быстрому пути и пошел, благо лес через дорогу.

      Удалить
  4. Виктор Дмитриевич8 июня 2012 г. в 22:59

    Ваш своеобразный ответ на мой вопрос о Вашем отношении к арке(перголе) говорит о многом. Такой объемный и пространный ответ превзошел все мои ожидания СПАСИБО ОГРОМНОЕ.надеюсь что этот раздел не угаснет и все пользователи блога смогут просветится по подвязке, снятию с арки, и всем другим операциям по уходу за виноградом на арке. Виктор Дмитриевич Славянск Донецкой обл.

    ОтветитьУдалить
  5. Николай поздравляю вы все развиваетесь)))...
    у меня два вопроса:
    1. Кусты которые вы собираетесь убирать, вы их будете пересаживать, если да то каким образом.
    2. А как укрывать будете, я так понимаю у вас без укрытия никуда.
    Я к вам обращался уже с вопросами. Моему винограднику второй год, сейчас поставил одноплоскостную шпалеру, но развиваясь хочу смотреть далеко вперед))) и тоже очень симпатичен именно арка, при моих рядах в 2 метра на виноградных кольях ее легко организовать через ряд в арку.

    труба пластиковая простоит еще подольше железа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1)Та я еще не определился, возможно добалю еще одну плоскость в виде арки и все кусты оставлю. А пересаживать эти кусты мне и некуда, даже и не знаю что с такими трехлетками и делать.
      2)Очень легко, на видео осенью покажу как.

      Насчет пластиковой трубы - обнадежили, спасибо!

      Удалить
  6. не получилось указать ссылку на свой профиль на forum.vine.com.ua поэтому хочу указать отдельно, хочется чтоб вы оценила мой виноградник.
    http://forum.vinograd.info/member.php?u=7149

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне несколько сложно оценить, так как я не понял на какое время у вас выросли такие зеленые побеги на последнем фото. Ну, а в целом, я не сторонник ни подземного полива (хочу видеть все визуально), ни одноплоскостной шпалеры.

      Удалить
  7. Здравствуйте Коля. Вы писали что пасынки удаляете до 10-го. А как поступаете дальше?
    Оставляете или удаляете через один.
    С уважением Виталий Тарасович.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это я писал про однолетки, вы про них спрашиваете? Если да, то все равно вы не совсем верно поняли. Я писал что на 10-м листе я пасынок оставляю, то есть не прищипываю и он вырастает в длинный побег. А теперь смотрите, если кустов мало и есть охота с ними повозиться, то лучше каждый пасынок прищипывать за 2-м листом, в том числе и почек до 10-ой. Но знайте что тогда с каждого пазуха пасынка полезет еще и пасынок второго прядка. И вам придется обламывать и их. Пасынки хорошо влияют на закладку соцветий на будущий год. Но если особо ни времени ни желания возится с ними нет можно их сразу под корень ломать.

      Удалить
  8. владимир михайлович10 июня 2012 г. в 22:36

    обработать сосну смесью медного купороса и калия двухромового(хромпик калиевый).по 500г на5л потом смешать.5 лет назад обрабатывал столбы для малины.в этом году выкапывал-гнили не было.в прошлом году об этом растворе писал журнал ОГОРОДНИК.хромпик можно купить в магазинах реактивов или поискать где ремонтируют или эксплуатируют танки-применяется в системе охлаждения.

    ОтветитьУдалить
  9. Александр, Луганск11 июня 2012 г. в 21:54

    низ бревна, то, что пойдёт в землю -можно обжечь или осмолить. Трубы металлические тоже можно засмаливать, не будут корродировать сильно. Александр, Луганск

    ОтветитьУдалить
  10. Коля СПАСИБО! Я правильно Вас понял-на одолетке Вы оставляете 10й пасынок для формировки куста а на взрослых кустах Вы все пасынки удаляете или
    что предпочтительнее, прищипываете за 2м листом?
    С уважением Виталий Тарасович.

    ОтветитьУдалить
  11. Николай, а как вы будете обрабатывать ,чеканить, и т.д то есть работы на втором этаже этой шпалеры ? Оно конечно красиво, но ...????

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну как.. буду и все. Я в любую точку руками достаю, это насчет пасынкования и чеканки. Другое дело. что возможно плечи будут уставать когда это делаешь долго. Но Сергей Третяк нам рассказывал, что если руки держать в логте согнутыми, то уставать не должны. Проверим:)
      А обрабатывать - легко. На полтора метра мой опрыскиватель легко достает, если его раздвинуть в длинну. С одной стороны по верху полога прошелся, потом обходишь арку и делаешь то же с другой.

      Удалить
  12. владимир михайлович13 июня 2012 г. в 15:56

    вариант для обсуждения:ряды через 2 или 2.5м растут в одну сторону.под углом 45 градусов это 2.8 или 3.5м.если 10июля удалить первые 5листьев,то их место пустить побеги предыдущего ряда.Длина побегов будет 3,3или 4м.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это просто здорово! Я точно также делал на нескольких кустах на старом винограднике. Я это опишу как-то подробней с картинками. Действительно нижние и верхние побеги дрг друу гн мешают вообще!! И точно так же я листья обрывал, штук 5-7. Короче мыслим мы с вами одинаково!!!

      Удалить
  13. Коля, большое спасибо, за то, что ты сделал такой интересный блог и тратишь столько времени на просвещение неопытных виноградарей. Начитавшись с января этого года твоих замечательных статей и видеофильмов, попробовал и я добросовестно применить все твои советы к выращиванию винограда(8 кустов), находящихся на моей даче.
    Хочу сделать перголу для двух новых кустов. Особенности рельефа и построек позволяют ее сделать 5,5 м (размер для длины побега)на 7-9 метров. Расстояние между кустами планирую 3,5 метра. Хочу вырастить кусты монстры для себя. Какие сорта ты порекомендуешь, желательно не ранние, поскольку из имеющихся 8 кустов, все более-менее ранние (для Волгограда). С уважением, Анатолий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По неранним я не спец, у меня зона северная. Могу посоветовать Низину и Валентину.

      Удалить
  14. Доброго дня. Тож хочу что-то такое соорудить для азиатов и не только.
    У как в этом случае с удалением старых листьев? При V-обр., одноплоскостной, Верхние листья и пасынки прикрывают гроздь от солнца. В случае же горизонтального расположения, гроздь оказывается под прямыми лучами. Мой виноградник молодой - 3-й год ему. В прошлом году листовой массы было немного и контрольки постоянно поджаривались.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если горят ягоды:
      а)не удалять старые листья вообще.Пусть лучше будут нахлебники,чем весь урожай в мусор
      б)из пазух листьев рядом с гроздью оставлять пасынки с 3 листами например, они гроздям не будут мешать, так как на арке они вверх смотрят. А когда оборвать основные старые листья будут тень создавать.
      в)как советут владимир михайлович в коменте за 13 июня 2012 г

      Удалить
    2. В) Эт типа наклонной одноплоскостной с наклоном в 45 градусов, но приподнятой над землей? Наклон на север нужно будет делать?
      Разница в уровнях, по-моему, сильно большая: от уровня земли пускать, грозди на земле будут, поднять на 50 см, верхняя точка поднимется мин. до 2,50м.
      Или это вариант, если не ошибаюсь, как у Галкиных? Так они вообще по своей наклонной шпалере лазают. Хотя расположение у них, конечно для винограда замечательное.
      У меня в голове рисуется немного другая картина. Мне хотелось бы, чтобы ко времени удаления старых листьев на их место стали молодые листья кустов противоположного ряда, в варианте как Вы описали в этой статье. Но опять же я не знаю насколько сильнорослы Ризамат, Тайфи, Хусайне, к-м Лучистый. Хватит ли их силы роста? Кроме того, молодые листья небольшие по размеру. До середины арки они будут расти хорошо, согласно полярности. А ведь дальше нужно будет расти по нисходящей! 4 метра по горизонтали это ж таки 4 метра!

      Удалить
    3. Так, я вижу вариант в) вы неверно поняли. Посмотрите на фото моей шпареры. Первая проволока, которая в вертикальной плоскости находится на 50см от земли. Теперь формируем кусты так, что у них один многолетний рукав лежал на этой проволоке, а второй рукав на переходе из вертикальной плоскости в горизонтальную на высоте 180см. Сответственно, побеги с нижнего яруса, когда дорастут до верхнего, на верхнем уже пора и старые листья обрывать. Ну может не совсем пора, где-то дней 10 порастут вместе.

      А ваша идея, чтоб накрывать грозди листьями с кустов другого края шпалеры тоже очень интересная. Но я буду делать как только что написал.

      Удалить
    4. Вот это очень хорошо понятно и одобрямс. Я не понял про 45 градусов, 2м. 2,8м, 2,5м, 3,8м. Как это все сориентировано в пространстве.
      В вашем варианте можно ещё комбинировать сильнорослые и среднерослые - среднерослые укладывать на первую проволоку. И все же вертикальная часть шпалеры будет получать меньше солнца из-за затенения горизонтальной частью.
      P.S. Пасиб за диалог.

      Удалить
    5. 45 гр - это направление побегов в горизонтальной плоскости. Можно их повести по90гр к проволоке, а можно под 45. То есть они пойдут по более длинной гипотенузе а не по катету. Да, вертикальная часть будет однозначно хуже горизонтальной, но зато урожайность с той же площади будет выше. И главное, в самый выжный момент, во время окрашивания ягод, их будут кормить молодые листья, которые уже выросли в горизонтальной плоскости.

      Удалить
  15. Николай,я дилетант в виноградарстве,хотя родилась в Молдавии выросла там и живу.Сейчас,когда строительство дома близится к завершению,запланирована посадка винограда под арку.Направление арки вдоль двора(и соответственно вдоль дома) с юга на север,а дом 2-хэтажный.Получается так,что одна половина арки будет накрываться тенью уже часа в 2 дня.Весной прокопали траншеи глубиной 80 см. по линии посадки винограда.Осенью сажать,но никак не могу ничего вразумительного найти по схеме посадки и формированию кустов.Буду благодарна,если сможете помочь.

    ОтветитьУдалить
  16. забыла сказать для чего траншеи))) В траншеи наполовину внесли перегной и засыпали землей,ждем до осени,чтобы почва осела.

    ОтветитьУдалить
  17. добрый вечер Коля.Относительно Вашей арочной-не лучше ли будет согнуть дуги из вашей 20й трубы или 0,5дюйма и потом одеть сверху пластиковую трубу и установить ну хотябы через одну,две-для жесткости конструкции.И вопрос к Вам по укрытию на зиму:если накрывать мешком из под сахара, то какой слой земли сверху насыпать /в Ваших условиях/ т.е. я уже думаю о санях.
    С уважением Виталий Тарасович.

    ОтветитьУдалить
  18. Коля,привет из Геническа Херсонской.Пергола полностью соответствует физиологической природе винограда-вы на правильном пути!И урожайность выше,ибо "виноград на вертикальной шпалере что рабы на галере".

    ОтветитьУдалить
  19. Николай, а как со сроками созревания по сравнению с одноплоскостной шпалерой ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну у меня на арке получилось на 1,5 недели раньше. Но это не о чем не говорт, так как там где арка виноградник поливался, а где не арка и не поливался из-за отсутствия воды, да и мышь корни погрызла.

      Удалить
  20. Добрый день Николаю и всем коллегам.Очень интересный раздел по применению арочной формировки.Хочу свой виноградник перевести на арочную конструкцию.Даже не сколько на арочную а в рядных посадках способом свободного свисания прироста.Нечто подобное есть описании в Дачнике от Шевченка Алексея батьковича из Днепропетровска.Я в 12 году был у него специально по этому вопросу,НО... сильное подмерзание корней испортило всю картину,и обрезка на один глазок(плюс угловой)вогнали меня в сильное сомнение.Хотя данный способ обрезки встречал и в других любительских источниках.Поэтому прошу консультации у Вас как у очевидца успешного применения арочной формировки на укрывном винограднике.Какова длина плодовых стрелок,как формируют замещение, способ сухой подвязки плодовой стрелки,не ломает ли ветром неподвязанные молодые побеги и т.д.? Если можно, контакты господ Третьяковых, может и я смотаюсь посмотреть.Хватит выращивать палки, пора браться за виноград.Заранее велика подяка.Валерий, Дон. обл.

    ОтветитьУдалить
  21. ЗДРАВСТВУЙТЕ Николай,впечатлило!!!, и сразу есть вопрос :как вести на верхнем ярусе сорта (дп. Вы упоминали преображение)cорта с длинной обрезкой. у меня получилось половина Вашей арки -баседка к дому с южной стороны, и опорные стойки -чуть наклонил верх у них на дом,чтоб кисти нижнего яруса не пеклись .Валерий ,Ставрополье.

    ОтветитьУдалить
  22. Коллеги, мне уже многие задавали вопрос как формировать кусты на этой шпалере. Тут будет полноценная статья, не ответишь кратко. Так что вот к ней и приступлю в скором времени.

    ОтветитьУдалить
  23. Здравствуйте! Интересует вопрос:Ваше отношение к арочной формировке в условиях защищенного грунта.Регион-Харьков.А также схема посадки в ЗГ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего не могу сказать, никогда не выращивал в теплице виноград, пробуйте, потом расскажете.

      Удалить
  24. Один ньюанс. Вместо спанбода я применил старый советский ковролин .Понравилось.Отец пошёл дальше.Он собирает любые бу коврики и застилает междурядья, а зимой использует их для укрытия.

    ОтветитьУдалить
  25. Спасибо, интересная статься о арочном способе віращивания. И о идее с пластиковой трубой.
    Я вот посмотрела на красивіе грозди и думаю, металл то не украдуть может, а вот такие чтобі грозди без присмотра висели.))) Как бороться с ворами при созревании винограда?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, не знаю.. У меня в прошлом году очень сильно воровали :(

      Удалить
    2. Бороться так: на время созревания нужно жить на винограднике. Сложно это подстроить. Такая привязка не всегда устраивает... Или смириться с возможными потерями.

      Удалить
  26. Скажите, на сколько затеняется земля под перголой? Возможно ли там выращивать какие либо однолетники (съедобные)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не возможно. И не по причине затенения. Туда постоянно попадают фунгициды при обработках. А срок употребления чего то после последней обработки - месяц. Можно например посадить редис, и собрать его до первой обработки 15 мая, если получается.

      Удалить
  27. Николай не можете рассказать как формируете лозу на арке
    обрываете пасынки или нет или оставляете на пасынке по несколько листов
    сколько искал в инете ничего толком не нашол

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хороший вопрос. Про пасынки, если есть много времени, оставляйте по одному листу(но потом придется еще раз выламывать пасынок второго порядка). Если нет, ломайте под корень. Первый вариант конечно даст больше урожая. Но и второй вариант тоже нормалный, главное держать виноград читым от болезней и хорошо поливать и кормить. Я хотел формировать двурукавным кордоном, но природа взяла свое (бывало подмерзание, невызревание лозы), короче сейчас обычный веер.

      Удалить
  28. VarangaOfficial - варанга купить в москве - мы работаем только с официальными источниками, и предоставляем вниманию наших пользователей исключительно проверенные, не подвергающиеся сомнениям, факты. Воспользовавшись нашим порталам, вы получите возможность узнать наиболее полную информацию об этом лекарственном средстве. Лично увидеть данные о клиническом тестировании геля, прочесть отзывы реальных покупателей и медицинского персонала. Ознакомиться с инструкцией по использованию, прочесть особенности и методы работы комплекса, понять, почему крем Варанга настолько эффективен, где можно купить сертифицированный, оригинальный препарат и, как не нарваться на подделку. Мы очень тщательно проверяем размещаемые на сайте данные. Предоставляем нашим пользователям сведения, взятые только из авторитетных источников. Если вы нашли признаки появления грибкового заболевани или уже довольно продолжительное время, без ощутимых результатов стараетесь избавиться от этого коварного, неприятного недуга, у нас на сайте вы найдете простой и быстрый способ решения проблемы. Присоединяетесь и живите здоровой полноценной жизнью. Все, что вы хотели знать, теперь можно найти на одном ресурсе.

    ОтветитьУдалить
  29. Домохозяйки, порно чат без какой-либо оплаты и без регресса онлайн чат домохозяйки бесплатный секс с лучшими vip-девушками в живом чате. Мы ждем вас на этом бесплатном ресурсе! Просто давайте посмотрим порно чат рулетка с девушками Какое шоу строили наши ребята. Любительская американская домохозяйка 1-й раз на видеокамеру виртуальный порно чат com живая сексуальная жизнь ga.Одинокая домохозяйка вынуждена пользоваться современными секс-аксессуарами. Ознакомьтесь с нашим киноархивом видеофайлов на тему секса с беременными девушками. Секс с беременными женщинами для просмотра без загрузки порно файлов, бесплатные голые фотографии беременных женщин, секс с беременными женщинами реальное микро устройство снимало, как парень трахал его утром. Беременные порно онлайн, смотреть беременные видео бесплатно, hd беременные секс клипы и картинки. Большие бюсты, секс-чат с актрисами | онлайн эротический чат выберите порно файл рунетка обнажила свои гигантские сиськи в веб-камеру, затем скачайте с сайта без оплаты большие груди и богатый черный член огромные груди в видеочате, виртуальный секс видео чат с впечатляющими.Огромные члены в порно чате, бесплатный видеочат с голыми девушками с огромной грудью. Пара секс чат - бесплатный секс видео чат молодая пара дурачилась в живом чате, а также занималась сексом пара веб-камера бесплатный видеочат веб-камера камера онлайн секс чат любительские веб-камеры. Секс видео чат с парами. Университет, в видеочате для больших. Рунетки пары порно история горячие файлы чат рулетка с молодыми девушками по веб-камере с помощью.

    ОтветитьУдалить
  30. Ничто из вышеперечисленного не является солидным минусом сегодня я хотел заказать кредит в размере 8000 до зарплаты 30 мая, я начал заполнять форму с телефонного номера и, не дав закончить, перезвонил дважды, предложил 10000 без комиссии в течение месяца, Новые МФО Оставив ссылку. Совершив переход по нему, получив код по смс, 10 000 было зачислено и 4000 снято через час, как выяснилось позже за услуги адвоката, которые мне совсем не нужны. Я перезвонил, хамский голос уже говорил со мной по-другому - мол, в договоре все предусмотрено, и вы подписали его электронной подписью, в итоге он даже согласился, на что я с легкостью отдаю им 4000 рублей. Отвратительный осадок, вдобавок к которому у меня не было необходимой суммы денег, при этом я еще и потерял 4000 рублей, но это не будет рассчитываться по ставкам - мфо легально работает и предоставляет кредиты. Обходите наш сайт и систему стороной, в том числе и в том случае, когда вам действительно нужны деньги!

    ОтветитьУдалить
  31. Стать жрицей любви просто, достичь не необходим диплом. Достаточно привести себя в порядок, сделать несколько снимков Проверенная анкета проститутки индивидуалки и выложить на собственную страничку сайта для мужского досуга. Поэтому свежайшие красавицы не прекращают пополнять искусительную базу данных.

    ОтветитьУдалить
  32. Для загородных участков большей выбираются планы одноэтажных домиков с замкнутыми либо открытыми верандами, или лоджиями. Часто строение содержит чердачное помещение politologa, используемое для сбережения садового инструментария прочих вещей, лишних, первый, в ежедневном обиходе, хотя которые все практически понадобиться на даче. Однако, случается и например, собственно в некоторых проектах балки чердачного перекрытия отсутствуют совсем, и тогда скаты крыши одновременно выполняют и роль потолка.

    ОтветитьУдалить