суббота, 14 апреля 2012 г.

Расчеты подкормок винограда минеральными удобрениями

Мне неоднократно задавали вопросы, как я считал дозы минеральных удобрений приведенные в статье Удобрение и подкормка винограда. Так как на этот год я купил мастер с новой формулой (NPK 3-11-38), и мне соответственно нужно сделать новые расчеты, а значит, есть замечательная возможность, продемонстрировать, как я это делаю.  



Я сделал расчеты на основании трех источников. Вот эти 3 источника:
1)Исследования Стоева по сорту Жемчуг Сабо
На 1 кг ягод винограда нужно N:P:K - 3,5:1,2:4 (это все в граммах)
2)Исследование Бушина, N:P:K - 5,1:2,3:11,1
3)Данные, предоставленные Беликовой Г. В. - это результаты исследований НПО Виерул N:P:K - 6,5:2:6

Взял из всех этих данных среднее и получил N:P:K - 5:1,8:7 гр.

В основе моих расчетов лежит вот эта таблица
Таблица фаз вегетации.
I II III IV V VIИтого
N5% (7,5г)20% (22,5г)45% (37,5г)66% (31,5г)92% (39г)100% (12г)150г
P6% (3,2г)22% (8,6г)39% (9,2г)58% (10,3г)74% (8,6г)100% (14г)54г
K2% (4,2г)11% (18,9г)25% (29,4г)46% (44,1г)78% (67,2г)100% (46,2г)210г


* I II III IV V VI - это фазы вегетации
I - появление соцветий
II - оси 2-го порядка
III - разгар цветения
IV - интенсивный рост ягод
V - начало созревания
VI - техническая зрелость
** Итого - это сколько каждого макроэлемента вынесется с урожаем 30кг на куст

Ну, тут вроде понятно, что, например, для азота, куст израсходует 5% его годичного потребления в 1-ю фазу. Что такое 7,5г? Это 5% от 150г. А 150г, это сколько нужно азота для урожая в 30кг. То есть те 5г, которые нужны на 1кг, я умножил на 30. Это все сколько надо действующего вещества (дв). А теперь мне нужно рассчитать, сколько нужно реальных минеральных удобрений, чтобы это дв соблюсти. А удобрять в этом году я буду мастером 3-11-38 и аммиачной селитрой 34-0-0.

Теперь, что такое 1-я фаза? Это тогда когда видны первые соцветия. В районе Киева это 10-15 мая. И я в этой фазе хочу сделать 2 подкорки 21.04 и 01.05. Если вы заметили, фаза длится как минимум до 10 мая, а я даю для нее последнюю подкормку 1 мая. Немного странно на первый взгляд :) Но на самом деле все верно, эти 10 дней подкормка будет усваиваться и на конец фазы виноград получит требуемое количество удобрений. На этот год я буду делать подкормки не раз в неделю, как в прошлом году, а раз 10 дней, дабы меньше времени у винограда проводить и совмещать приезды на дачу с подкормками и обработками от болезней.

Ну а теперь сам расчет для мастера и амиачки.

Берем первую строчку.
1я фаза - (7,5г,3,2г,4г)
21.04 (надо дв N-3,75г, P-1,6г, K-2г) Мастер(5-11-38) - 14.5г; Амиачная селитра - 9.8г
01.05 (надо дв N-3,75г, P-1,6г, K-2г) Мастер(5-11-38) - 14.5г; Амиачная селитра - 9.8г
Нужно, например азота 7.5 г, у меня 2 обработки, значит на каждую нужно N-3,75г, P-1,6г, K-2г. Так как фосфор у меня есть только в мастере и его в отличии от азота мне добавлять не из чего, буду отталкиваться от него.
Пропорция
1,6г – 11%
Х - 100%
Отсюда х = 14.5г мастера

Теперь калий (отталкиваемся от 14,5г)
Х -38%
14,5 -100%
Х = 5,5г
Передоз конечно, нужно только 2г, но что делать, такая у меня формула мастера. На начальных этапах вегетации будет передоз по калию, но зато в конце лета не будет передоза по азоту, как это было с мастером 15-5-30.

Теперь азот
Сначала посчитаю, сколько его в мастере получается
Х -3%
14,5 -100%
Х = 0.4г, а надо 3.75г
Теперь считаем амиачку
3.35г -34% (тут 3.35 = 3.75 – 0.4)
х -100%
Х = 9.8г

Ну, вот в принципе весь расчет, далее привожу уже подсчитанную таблицу. Единственно, я иногда немного сдвигаю интервал в 10 дней на выходные или праздники.
1я фаза - (7,5г,3,2г,4г)
21.04 (надо дв N-3,75г, P-1,6г, K-2г) Мастер(5-11-38) - 14.5г; Амиачная селитра - 9.8г(передоз по калию на 3.5г)
01.05 (надо дв N-3,75г, P-1,6г, K-2г) Мастер(5-11-38) - 14.5г; Амиачная селитра - 9.8г
2я фаза - (21г,9г,18г)
9.05 (надо дв N-10.5г, P-4.5г, K-9г) Мастер(5-11-38) - 30г; Амиачная селитра - 27г(передоз по калию на 2г, недодоз по фосфору на 1г)
19.05 (надо дв N-10.5г, P-4.5г, K-9г) Мастер(5-11-38) - 30г; Амиачная селитра - 27г
3я фаза - (39г,9г,28г)
30.05 (надо дв N-19.5г, P-4.5г, K-14г) Мастер(5-11-38) - 40г; Амиачная селитра - 53г
09.06 (надо дв N-19.5г, P-4.5г, K-14г) Мастер(5-11-38) - 40г; Амиачная селитра - 53г
4я фаза - (30г, 10г, 42г)
20.06 (надо дв N-10г, P-3.3г, K-14г) Мастер(5-11-38) - 36г; Амиачная селитра - 27г
30.06 - (надо дв N-10г, P-3.3г, K-14г) Мастер(5-11-38) - 36г; Амиачная селитра - 27г
11.07 - (надо дв N-10г, P-3.3г, K-14г) Мастер(5-11-38) - 36г; Амиачная селитра - 27г
5я фаза - (39г, 9г, 63г)
21.07 - (надо дв N-13г, P-3г, K-21г) Мастер(5-11-38) - 55г; Амиачная селитра - 4г (передоз по фосфору на 3г, но я лично только рад этому в этой фазе, тут по расчетам нужно 32г амиачки, но давать буду только 4г)
24.07 - (надо дв N-13г, P-3г, K-21г) Мастер(5-11-38) - 55г; Амиачная селитра - 4г
01.08 - (надо дв N-13г, P-3г, K-21г) Мастер(5-11-38) - 55г; Амиачная селитра - 4г
6я фаза - (12г, 14г, 44г)
11.08 (надо дв N-4г, P-4,6г, K-14,6г) Мастер(3-10-37) - 40г; (тут по расчетам нужно 8г амиачки, но давать ее не буду)
22.08 (надо дв N-4г, P-4,6г, K-14,6г) Мастер(3-10-37) - 40г;
01.09 (надо дв N-4г, P-4,6г, K-14,6г) Мастер(3-10-37) - 40г;

Еще статьи на тему удобрение и подкормки винограда:
 Удобрение и минеральное питание винограда
 Уход за виноградом и его вегетация в июне
Подкормка винограда весной

105 комментариев:

  1. Добрый вечер,...большое спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер! Коля а каким образом вы взвешиваете удобрение? Это нужны ювелирные весы - 14,5г или например 9,8г... Подскажите пожайлуста

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. http://aukro.ua/akciya-vysokotochnye-yuvelirnye-vesy-do-200-gr-0-01-i2231666910.html

      Удалить
  3. Весной заправил междурядья перегноем, экоплантом (калий) и суперфосфатом. Схема посадки кустов 3 на 2,2. Чернозем. Через месяц поставлю капельку.

    Сколько надо вносить под куст в капельке Мастера, если каждый куст моих одно-дву-трехлеток занимает 6 кв.м.?
    Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Саша! Утебя ж двухлетки вроде, ты ж их все в прошлом году посадил. На каждый куст давай в 10 раз меньше чем даю я из расчета на 30 кг. То есть типа ты планируешь получить 3-х килограмовый урожай.

      Удалить
  4. Николай, а по калию что планируете предпринять ?

    Согласно вашей таблицы потребления веществ и применения Мастера 3-11-38 с базой по Фосфору - передоз по калию будет на 1 и 2 фазах. А далее - нехватка.
    Из чего планируете восполнять ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет не соглпсен, по калию полный порядок после мая. Уже начиная с третьей фазы все четко. А если вы посмотрите комент к 5-ой фазе за 21.07, то там уже передоз по фосфору, а его бы не было если б я от него отталкивался. Так как с 4-ой фазы и дальше я отталкиваюсь от калия.

      Удалить
    2. Ага, вот где собака обкопалась ) Вы меняете базу расчета по стадиям вегетации, ловко однако. Благодарю, приму на вооружение.

      А почему по азоту решили сократить подкормки на последних стадиях ?

      Удалить
    3. Если на песке его еще можно давать, то на черноземе вообще никак - у сильнорослых сортов (КЛ, Дунав) лоза прет и не зреет. Это на участке где чернозем. Но и на песке мне кажется в таких количествах он лишний в конце лета.

      Удалить
  5. Александр из Николаева17 апреля 2012 г. в 22:15

    Здравствуйте Николай и все стремящиеся к урожаю!
    Я считаю мастер по фосфору, а азот и калий довожу до нормы карбамидом и сульфатом калия, и никаких передозов не бывает.Может я неправ, так поправьте меня.В 2011, прочитав Ваш блог я кормил по Вашей таблице, но считал кол-во удобрений по-своему, и остался доволен результатом, сейчас думаю для первой и второй фаз карбамид заменить аммиачной селитрой,так как почва не сильно прогрелась и бактерии нитрификаторы ещё малоактивны ИМХО.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень все здорово, можно и так. Я же так не сделал потому что не хочу париться с еще одним компонентом. А так называемый передоз по калию в мае, так там все-то на 2 грама, этим вообще можно пренебречь на фоне остальных подкормок в 30 - 56 грам!

      Удалить
    2. Собственно в 2011 году сделал так же (докармиливал калием и азотом от Мастера). И азот "откормил" по полной - по 9 сентября. 20 августа провел чеканку - на 33-35 листьев. К листопаду - вызревание 100%

      Правда - аки побочные эффекты - на пасынках в сентябре выбросили соцветия, прошло цветение, опыление и в октябре были гроздья-аки-крупный горох.

      Удалить
    3. Ну и я откормил азотом по полной в прошлом году. На песке результат потрясяющий и вызревание лозы отличное. А на черноземе побеги реально жируют а винифера плюс ко всему и лозу плохо вызревает. На этот год все же хочу уйти от точных расчетов по азоту и дать примерно так как бытует общее мнение что в конце вегетации азота минимум.

      Удалить
  6. Здравствуйте Николай ,извините что немного не в тему у меня такой вопрос в этом году у меня плохо просыпаются почки можно ли оставлять двойники и в какаих случаях,спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, а что делать, если других почек нет, оставляйте, а 15 мая как видны уже соцветия буду - сделаете обломку и окончательную нагрузку побегами.

      Удалить
    2. Скажите Николай,а если на обоих будут соцветия побеги оба можно оставлять,не будут они друг другу мешать и ухудшать качество винограда?

      Удалить
    3. Конечно оставляйте - мешать друг другу не будут. Но знаете, какая будет проблема? Так кк на двойнике гроздь будет меньше, и он будет мощнее основного, а возможно будет и поджировывать. Я такого не люблю - мне нравится чтоб све побеги были одинаковой силы роста.

      Удалить
  7. Здравствуйте.

    А связаться с Вами можно как-то или все вопросы в комментах?
    Я по поводу саженцев.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте Николай! Cкажите если побегов с соцветиями мало можно оставлять по две грозди и еще такой вопрос сколько нужно оставить побегов если они без соцветий на взрослом кусте что-бы куст не жировал?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если не читали статью Нагрузка винограда, то прочтите. Ну а если вы оставите некоторые побеги с 2-мя гроздями, а некоторые вообще без гроздей, то те холостые будут жировать. А с 2-мя гроздями скорее всего станут в росте. Не знаю что и посоветовать. скажите конкретней сколько побего с гроздями и сколько холостых и как вы собираетесь кормить куст, может тогда что-то подскажу.

      Удалить
    2. Спасибо за подсказку перечитал статью и коменты но так и не понял что мне делать дело в том что описываются нормальные кусты и там почти все ясно а у меня запущеный случай кусту Восторга 15 лет уход был неправильный в результате сейчас 15 побегов из них 5 с соцветиями второй такой куст срезал на черную голову а этот нельзя опыляет Восторг черный кормить собираюсь куриным другого нет

      Удалить
    3. Ну раз куст запущенный, то и смысла нет что-то делать как для нормально ухоженного куста. Оставляйте как хотите хоть по 2 грозди, хоть по одной. А если будете одним куряком кормить - то побеги будут жировать и плохо соцветия закладывать и лоза плохо зреть, особенно если во второй половине вегетации. Купите монофосфат калия - он не дорогой. Следите за пасынками(см статью про пасынкование) и обязательно чеканку в начале августа. Ваша задача чтоб хорошо заложились цветочные почки на следующий год. А все побеги которые слабо вырастут удалите при осенней обрезке, я имею в виду те, если будете по 2 грозди оставлять. Кстати, может безплодные побеги выбились не с прошлогодних лоз, а со старой древесины?

      Удалить
    4. Спасибо за ответ.В основном из прошлогодних лоз,но из замещающих почек,ну и оставил из старой древесины заменить рукова,попробую в этом году монофосфат калия ,тем более что в этом году посадил 14 разных сортов винограда и думаю этим заняться серьезно,еще раз спасибо за помоЩ!

      Удалить
    5. А, если с замещающих почек, то значит основные плохо перезимовали - значит что-то нужно менять с укрытием на зиму.

      Удалить
  9. Коля, в этом году видимо Изабелла у меня сильно подмерзла. Уже середина мая, а почки еще не проснулись. Хотя сок по лозе идет. Может еще не все потеряно. Может подкормить лозу, чтобы дать ей силы восстановиться за лето? Про урожай уже речь не идет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дима, ничего не делай - должна от корня отбить побеги. А подкормки на этот год вообще не нужны раз урожая нет.

      Удалить
  10. Алексей.Воронежская обл.12 мая 2012 г. в 11:44

    Привет Коля!Посоветуй пожалуйста,когда провести нормировку гроздей.Длинна побегов 50-70см.А как насчет "Дружба" мускатный сорт полутехнич.У него гроздь 300-500гр.На верхних выкинуло по3 соцв.Анавсех остальных по 2.Еще интересует "Долгожданный",у меня 3к четырехлетки.Посадил их с дури 1,20 друг от друга.Да еще Кодрянка между ними Двулетка затисалась.Д. К. Д. Д. Шпалера Вост Зап.В чера слепил арку 2м с переходом на шифирную крышу сарайчика. Полив в дренажную трубу.Применяю органику.Раз мочевину лил,при расп почек.

    ОтветитьУдалить
  11. Дружбу можно 3 соцветия на побег оставлять. Но тогда и кормить соответственно - раз в неделю куряк, коровяк или что там у вас. По Долгожданному - без понятия - нет его у меня, грозди хоть большие выкинул?

    ОтветитьУдалить
  12. Коля ,привет! Посоветуй ,лоза прет,уже метра 2 ,а впереди еще 2 месяца. Что делать?С уважением Вал. Федор. Харьков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Радоваться:) Значит можно ее хорошенько подгрузить, а именно 2-мя гроздями. Когда я года будет с горох, больше в ягоду пв пойдет, а не в зеленку.

      Удалить
  13. Доброго времени суток! Прошу проконсультировать. Имею двухлетний виноград. После открытия в конце апреля никак не могу увидеть прироста. Уже обрабатывал от клещей, грибковых заболеваний, кормил по листовому аппарату. Если есть возможность, дайте номер почты-пришлю фото (моя- toy.terry@mail.ru)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. kiushkin@gmail.com
      Если нет прироста что-то с корневой системой однозначно.

      Удалить
  14. Здравствуйте Николай. Спасибо за помощь в расчёте подкормки. Здесь - https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AgLM0BLaPye0dGppbzVFZERiSkVZZ2hvTmFtYzFMUkE&pli=1#gid=0 я выложил свои расчёты (не реальные в 1-3 фазах). Пожалуйста проверьте. Что-то уж больно много удобрений получается. %% по фазам переделал отдельно по каждой фазе. Формулы расчётов видны в правом нижнем углу. Спасибо. Виктор.

    ОтветитьУдалить
  15. Ой. Нашёл ошибку сам. При просчёте добавок к основному расчётному удобрению надо переводить недостаток основного удобрения в недостаток Д.В., а затем считать добавочное удобрение по недостатку Д.В. Ну да всё равно посмотрите пожалуйста таблицу, которую я сделал и выложил в интернет. Адрес выше. Спасибо.
    Виктор.

    ОтветитьУдалить
  16. Здравствуйте,Николай.Подскажите,можно кормить виноград амофосом и какие нормы для юга?

    ОтветитьУдалить
  17. Здравствуйте Николай! В ваших расчетах совсем нет магния (или я не поняла). Весной этого года при поливе раз в две недели 60лит.воды + ведро настоянного коровяка + 15-20г. карбамида дважды добавила по 15-20г. калимагнезии.Самый бурный рост побегов начался после этих подкормок (с калимагнезией), может совпало с хорошей погодой, почва вокруг кустов с осени заправлена навозом + фосфор + калий. Навоз закопан на два штыка под землю(как Вы описывали), может калимагнезия совсем не причем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мое мнение, что роль магния для винограда переоценена. Ну, что до меня, я даю магний, он в мастере с формулой 3-11-38+2(Mg), погуглите. А у вас бурный рост начался безусловно после дождей.

      Удалить
  18. Добрый день Николай.Подскажите пожалуйста что делать.Кормлю виноград по вашей схеме полив 60 литров на куст.Молдова все нормально,а Кишмиш 342 начал трещать.Подскажите как быть.Может уменьшить полив?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хороший вопрос. А что у вас за почва? У меня на песке он никогда не трещал. А вы уверены что это из-за полива, может были дожди и высокая влажность воздуха. Даже не знаю что посоветовать, попробуйте действительно уменьшить полив.

      Удалить
  19. Николай спасибо за ответ. Почва у нас 40см чернозем южный потом 1,5-2м глина дальше скала.Живу под Евпаторией жара страшная, с мая месяца один приличный дождь.Николай если уменьшать полив то на сколько? С уважением Игорь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, я даю по 30л на куст сейчас, но только из-за того что ограничен объемом колодца. Попробуйте тоже 30. Но я не думаю что у вас трещит из-за поливов, 60л раз в неделю это ерунда если нет дождей. Может сам воздух морской у вас влажный?

      Удалить
  20. Николай наверное вы правы у нас недели 2 каждое утро был туман.После тумана он и стал трещать.Николай если можно еще вопрос.Посадил весной куст НПЗ оставил один побег,кормлю раз в неделю ведро коровяка.За это время побег вырос 20-25см и толщина не больше карандаша,а сейчас вообще остановился в росте и верхушка стала засыхать.посоветуйте что делать,выкопать его осенью и посадить новый или его еще возможно раскочегарить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, что что-то с корневой. Скорее всего вам продали саженец с пересушенными корнями и у него только пару корешков живы. Ну, вы продолжайте кормить как кормили - он пойдет. Но с середины августа азот не давайте. У вас же длинная осень, лоза все-равно вызреет(мы обычно раньше азот уже не даем). А на следующий год тоже хорошо кормите - так он на 3-4м вырастет.

      Удалить
  21. Николай большое спасибо за ответ,а то уже думал осенью удалять его.

    ОтветитьУдалить
  22. Николай, подскажите пожалуйста, вот вы написали"А удобрять в этом году я буду мастером 3-11-38 и аммиачной селитрой 34-00-00."
    Скажите это специальная селитра именно для капельного?
    У то нас в магазине "Свит рослын" есть Valagro 3-11-38 за 640гривен мешок.Спросил их за селитру 34-00-00 они за неё ничего не знают, говорят берите вот эту селитру - 7гривен за один кг. у нас только такая.Подойдет она для капельного?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это она. Ну бестолковые продавцы, даже ее состава не знают! :)

      Удалить
  23. Николай,если брать нпк 5-1.8-7 то таблица по фазам созревания неверная (суммарно по году).Это болгарская таблица,для ващих расчетов она немного не подходит.С ув. Петр.

    ОтветитьУдалить
  24. Здравствуйте Николай.В некоторой литературе по удобрениям рекомендуется учитывать частичное связывание их почвой и увеличивать вносимый К в1,5 раза, а Р аж в 2.Что Вы об этом думаете?И ещё-на основании чего взяты проценты внесения удобрений по фазам.Пожалуйста ответьте.С уважением Валерий Павл.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, согласен, частичное связывание почвой особенно фосфора происходит. Но, во-первых, это зависит от типа почвы и нельзя дать общие рекомендации насколько больше его нужно вносить. Во-вторых, при применении удобрений растворенных в воде, к корням намного больше поступает действующего вещества, засчет того, что вода в почве более мобильна. Проценты внесения удобрений по фазам взяты на основании таблицы приведенной в статье Удобрение и подкормка винограда.

      Удалить
    2. Здравствуйте Николай.Спасибо за ответ.Я из Ростова-на-Дону.Считается,что у нас карбонатные чернозёмы.Перечень удобрений,видимо,придётся подкрректировать.Может вместо Мастера взять какой-то Кристалон (ph 3).Как Вы думаете?Если у Вас к этому сезону будут изменения - хотелось бы почитать. Ещё хотелось бы,чтобы ссылки на Ваши статьи были в одном месте (если так уже есть,то извините и подскажите где).С уважением Валерий Павл.

      Удалить
    3. Я думаю, что лучше кристалон с ph 3. Изменения будут, но новые расчеты врядли. На этот год я хочу в первую часть вегетации дать мастер 15-5-30, по нему расчеты в первой статье, а второй половине мастер 3-11-38 - он во второй статье.

      Удалить
  25. Здравствуйте,Николай! Так какой все таки NPK ?Пишете взял среднее 5:1,8:7 .Но ведь 150:69:333 это 5:2,3:11,1 (почти по Бушину)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот сейчас пересчитал и среднее от 3,5:1,2:4 5,1:2,3:11,1 6,5:2:6 вышло 5:1.8:7.
      И у меня написано Взял из всех этих данных среднее и получил N:P:K - 5:1,8:7 гр.
      А если умножить на 30, то получается 150:54:210. А вот уже в Таблице фаз вегетации неверно (150:69:333), значит придется пересчитывать) Спасибо! Но на самом деле необязательно придерживаться четких значений. Сильный дождь после полкормки, например, унесет все пв в нижние горизонты и тд. А по прошлому году заметил, если увеличить количество поливов, торастения будут мощнее, чем если увеличить количество дв в подкормках.

      Удалить
  26. Здравствуйте Николай.В книге "Технология производства столового винограда"Новочеркасского ВНИИВиВ при расчёте доз удобрений в зависимости от урожая и качества ягод в пред.году и обеспеченности почвы пит.веществами от высокой,сред.до низкой
    разброс в крайних значений составил по N 5-14;P 1.5-10; К 5-20.А в книге "Повышение продуктивности вин.насаждений" написано:"По данным многочисл. исслед.биологический вынос г/кг. составил N 5-8;P 2-4 и К 5-10."Всё это зависит от почвы,погоды,состояния куста и множества других факторов.Поэтому,я думаю:
    1.Для своего вин-ка надо определить кол-во и вид применяемых удобрений и стараться выдерживать по фазам.(Надо чётко помнить,что всё это очень условно и не тянуться зубами к локтю из-за передоза в 2гр)
    2.Наивно думать,что поливная труба это шприц наркомана-влил и попёрло.Ведь между тем,как удобрение поступило в почву и лист начал вырабатывать из поступ-х в него элементов под действием солнечной радиации необходимых для растения веществ должно ой как много всего произойти.
    3.И вот теперь, при всей необходимости химии,надо максимально стремиться к "природному земледелию",ибо только благоприятное
    состояние почвы способствует наличию в ней десятков микро и макро организмов,деятельность которых и делает нашу химию доступной для всасывающих волосков корней и даёт 70% углерода
    листьям.А как вы об этом думаете?С уважением Валерий Павл.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, мой вариант по моему отлично вписывается в рамки исследований приведенных выше уважаемых НИИ - N:P:K - 5:1,8:7.
      1 Согласен, за 2г гнаться не надо. Что же до вида удобрений, я все же уже давно выбрал мастер от валагро. Дело в том, что все виноградари работающие на ягоду используют его. Это подтверждают наши поездки по виноградникам юга.
      2. Ну, можете эту трубу называть как угодно, шприц или нет. Но именно она позволяет увеличить урожаи вдвое, а то и втрое. Я уже много про это писал, но еще раз повторю. Фотосинтез в растении происходит только когда открыты поры - устьица листа. Но на неполивных виноградниках в жаркие месяцы он происходит только утром и вечером, в благоприятное время, когда растение не боится потерять столь драгоценную влагу. Но на поливных, когда у растения воды вдоволь, фотосинтез происходит целый день, и пластики вырабатывается значительно больше. Поэтому мы и наблюдаем большие размеры гроздей и ягод, более высокую сахаристость и тд. Если не заливать конечно :) Понятно, нужно еще уметь четко определять нагрузку как гроздями так и зелеными побегами, делать зеленые операции. Но если не будет поливов - высоких урожаев тоже не будет.
      3. Согласен тоже, в почве должно происходить разложение органических остатков, отсюда выделяется углекислый газ, реагируя с водой, получается угольная кислота, которая делает минеральные элементы в почве легкодоступными для корней. Я поэтому под капельную ленту всегда кладу свежий коровяк. За месяц он под воздействием обильных поливов, он превращается в грунт.

      Удалить
  27. Приветсвую Николай ! Вопрос когда у Вас в этом году (20.06)или позже начнется фаза мастером 3-11-38. Спасибо. Владимир.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня чуть позже - 10-15 июля, но я еще не считал точно, когда именно.

      Удалить
    2. Спасибо за ответ. Ждем ваших расчетов.

      Удалить
  28. Добрый вечер Николай.Подскажите пожалуйста поможет черное агроволокно от сорняков или нет ,запарился я с ними бороться,а на гербициды переходить не хочется.Думаю застелить ряды и междурядья агроволокном.И еще вопрос есть разница каплю кидать под волокно или с верху.Заранее благодарю.Игорь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, поможет, я так под рядами с ними и борюсь! Нет никакой разницы где кидать ленту, я сверху кидаю. Пока агроволокно новое в начале полива вода по нему стекает, но потом когда промачивает, уже никуда не стекает. А через 2 недели поливов, сразу его промачивает и в землю уходит.

      Удалить
  29. Спасибо за ответ

    ОтветитьУдалить
  30. У вас в таблице полная белибирда.Сами посмотрите на пример,по азоту- в 5 фазе 92% от 150 гр. У вас 39гр.Это же не правильно . И так по всей таблице,кроме первого значения по азоту в первой фазе. Потом прирасчёте фертигации вы ссылаетесь на таблицу,а там вообще таких цифр нет!!! Что то у вас там перепутано,посмотрите ,пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы таким тоном пишите, что аж отвечать не хочется. Ну да ладно, отвечу.. Вы просто не до конца разобрались - на 5-ю фазу не буду же я вбухивать все 92% от сезонной нормы. Это получится 92%-66% = 26%, а это и есть 39г. А по фосфору и калию действительно неверно и в таблице для расчета фертигации действительно не совпадает, Там я просто менял результирующие значения и по фазам перестало совпадать. Поправлю, спасибо.

      Удалить
    2. Извините,не хотел вас обидеть.Писал даже ,не думая.
      Напротив-очень уважаю и благодарен вам,за дело,которое вы делаете.И за науку. Очень хотелось бы поправленную таблицу.Будем очень признательны.Не обижайтесь,пожалуйста!

      Удалить
  31. Коля, а что делать с однолетками? Просто капать водой?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как это водой, вы что?(( Кормить!! Просто дозы в 10 раз уменьшить.

      Удалить
  32. Николай, а как рассчитать, сколько надо мастера пустить в каплю, на 500 метров виноградника.? У вас расчет на куст. А тут у нас на овощах, все рассчитывают на метражи. Как бы и на виноград подсказали по такому методу. Голова кругом, ни чего не соображаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну так все равно нужно знать на каком расстоянии друг от друга вы кусты посадили.Если на расстоянии 3м - то это 500/3 = 166 кустов. На один куст - вы знаете.Умножте на 166, чего сложного?

      Удалить
  33. Добрый день Николай! Как бы посмотреть вашу новую таблицу внесения удобрений??.)) СПАСИБО.

    ОтветитьУдалить
  34. Здравствуйте Коля! меня зовут Наташа и я химик с красным дипломом (не хвастаюсь, хотя есть чем гордиться, а хочу показать Вам ошибку в расчетах) и экономист, а сейчас финансовый аналитик. Мне удивительно - такое количество людей перечитало Ваш блог и у всех наверное 2 по химии (неорганической, а это 9 класс (у некоторых постарше это был 8) общеобразовательной школы). Так вот, по сути! Удобрение Мастер 3-11-38, как и любое подобное удобрение, содержит в себе 3% азота, 11% фосфора и 38% калия. Во всех вопрос, а сколько это в граммах!!!"Элементарно, Ватсон"!!!! В граммах это, например, производитель удобрений Мастер (он же капиталист и буржуй) очень экономно подходит к внесению удобрений дабы не навредить растениям и усвоить их (удобрений) максимальную дозу (ну про хелатную форму я писать не буду - это можно потом если захотите) рекомендует вносить 15-20 грамм на 10 литров воды. Так вот, исходя из рекомендаций Мастер, азота в 20 граммах удобрения содержится: 20 грамм удобрений умножить на коэффициент от процента 0,03 равно 0,6 грамм (20*0,03=0,6 грамм Азота). Иными словами, в любом количестве взвешенного Вами удобрения содержится только 3% азота. Фосфора 20*0,11=2,2 грамм, и калия 20*0,38=7,6 грамм!!!!
    А этот расчет
    «1,6г-11%
    Х-100%
    Отсюда х=14,5 мастера»
    Нужно срочно удалить – он априори НЕ ВЕРНЫЙ!!!!! В доказательство могу предоставить ссылку на удобрения которыми пользуюсь я, никакой разницы между Мастером и Юниверсолом нет разве что скоростью усваиваимости.

    http://engo.com.ua/products/udobreniya-i-semena/poleznaya-informaciya/dekorativnye-rasteniya/deficit-pitatelnyx-veshhestv-u-rastenij#.UfeTVj4qGIU

    Либо же если ссылка не сработает то вот так: Главная → Продукция → Удобрения и семена травы → Полезная информация → Декоративные растения → Дефицит питательных веществ у растений
    Если превышать рекомендуемые дозы удобрений, то растение не в состоянии усваивать ту дозу которую Вы даёте, а это означает - деньги выброшенные на ветер или вернее "закапаные капельками" в землю)))). Для лучшего усваивания растением того расчетного количества NPK которое Вы предлагаете нужно увеличивать количество подкормок, что к величайшему сожалению у Вас не получается. Поэтому могу Вам пожелать удачи и самого хорошего урожая.
    Я тоже в этом году посадила 20 кустов винограда – надеюсь использовать Ваши знания и получить 30 кг с куста через несколько лет! Если у Вас есть вопросы я с удовольствием отвечу на них по эмейлу timonia@ukr.net
    Удачи! с ув. Наталия

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так где же истина ?

      Удалить
    2. У меня истина)
      Уважаемая Наташа, хоть вы и химик и имеете красный диплом, но все же не до конца поняли мою мысль..
      "А этот расчет
      «1,6г-11%
      Х-100%
      Отсюда х=14,5 мастера»
      Нужно срочно удалить – он априори НЕ ВЕРНЫЙ!!!!!"

      1.6 (фосфора) - это сколько нужно Действующего Вещества, а не мастера, как вы ошибочно поняли.
      итого
      1.6г д.в. = 11%
      х мастера = 100%
      равно 1.6х100/11 = 14.5г нужно мастера, если мы хотим дать растению 1.6г фосфора

      Удалить
    3. "А этот расчет
      «1,6г-11%
      Х-100%
      Отсюда х=14,5 мастера»
      Нужно срочно удалить – он априори НЕ ВЕРНЫЙ!!!!! В доказательство могу предоставить ссылку на удобрения которыми пользуюсь я, никакой разницы между Мастером и Юниверсолом нет разве что скоростью усваиваимости.

      http://engo.com.ua/products/udobreniya-i-semena/poleznaya-informaciya/dekorativnye-rasteniya/deficit-pitatelnyx-veshhestv-u-rastenij#.UfeTVj4qGIU"

      Что за бред! Причом здесь реклама Юниверсола к расчетам?

      Удалить
    4. Кстати да.. Может это такая завуалированая реклама. Если человек не отпишется - удалю этот пост через время.

      Удалить
    5. Это не реклама! Если для Вас это принципиально - удалите ссылку на Юниверсол)))))) Хотя Мастер Вас не смущает - как-то удивительно даже!!!))))))

      Ссылку я написала для ВСЕХ о количестве NPK!!!!

      Коля! Может скорее всего я не поняла, очень уж кратенько у Вас в статье написано было!
      Меня не смущает 14,5 Мастера, меня смутило 55 и более грамм Мастера. Я пытаюсь разобраться и тоже хочу получить "Огромный" урожай! И если в химии я ещё что-то понимаю, то в потребностях растением удобрении нет, поэтому пытаюсь разобраться.

      Коля, скажите, пожалуйста, а на какое количество воды Вы даёте свои расчеты??? Например вот это "24.07 - (надо дв N-13г, P-3г, K-21г) Мастер(5-11-38) - 55г; Амиачная селитра - 4г"
      То что это написано на один куст - я поняла! а если у меня 20 кустов - то мне это нужно умножить на 20???????????????а на какое колличество воды??????
      А у Вас 70 кустов - это сколько удобрений?????

      И все же, Коля, я не могу понять откуда взялось 11%???почему у Вас 1,6 г это 11%???????ну и все остальные проценты как Вы пишете здесь

      Пропорция
      1,6г – 11%
      Х - 100%
      Отсюда х = 14.5г мастера

      Теперь калий (отталкиваемся от 14,5г)
      Х -38%
      14,5 -100%
      Х = 5,5г
      Передоз конечно, нужно только 2г, но что делать, такая у меня формула мастера. На начальных этапах вегетации будет передоз по калию, но зато в конце лета не будет передоза по азоту, как это было с мастером 15-5-30.

      Теперь азот
      Сначала посчитаю, сколько его в мастере получается
      Х -3%
      14,5 -100%
      Х = 0.4г, а надо 3.75г
      Теперь считаем амиачку
      3.35г -34% (тут 3.35 = 3.75 – 0.4)
      х -100%
      Х = 9.8г

      Буду очень Вам благодарна если Вы это расшифруете - а то здесь не только одна я не понимаю)))))))!!!

      Удалить
    6. Наталья, вы только не переживайте. Все, я вижу что вы человек заинтересованный и постаряюсь объяснить.

      Итак, начнем. Разовая доза мастера в сутки не должна превышать 1,5г на м кв. Это по поводу передоза и рекомендовано для овощеводов с капельным орошением, которые делают подкормки каждый день. У меня максимальное кол-во мастера 55г на куст. Куст занимает площадь минимум 5 кв метров (еслы вы очень загустили посадки и междурядье 2,5 и межу кустами 2м). 55/5 = 11г на м. кв. Но это вы же не каждый день капаете, а раз в 10 дней, то есть 10 дней растение будет усваивать вашу дозу удобрений. Значит 11г / 10 дней = 1,1гр в день - это не превышает рекомендации фирмы Валагро по предельным дозам мастера(1,5гр).

      По поводу, сколько надо лить воды. Вот погуглил, внекорневую подкормку рекомендуют 0,2% раствором. А по корневой чето и не вижу. По моему до 2% можно. Но даже если взять 0,2% то для 55гр надо 27,5л воды, что совпадает с моими рекомендациями минимум 30л на куст при поливе.

      Ну а на 20 кустов я думаю вы сами умножите, сколько надо и мастера и воды.

      Удалить
    7. Спасибо, Коля!!! Всё очень доступно!!!Теперь мне осталось пересчитать Ваши рекомендованые дозы NPK на свои удобрения и кусты.
      Кусты я загустила, а что же делать - кусты есть, а "жилплощади" для них нет)))))!!!!Наши знатоки-выращиватели винограда говорят что я от половины избавлюсь - может вкус не понравиться или есть разные причины, так что пока пускай порастут.
      Но вопросы еще есть!!!!)))
      1) Если у меня первый год посажены кустики которые выращены с черенка - то мне нужно их кормить так же как Вы рекомендуете уменьшив дозу в 10 раз?????
      2) Есть 2-х летки. Их кормить уменьшив рекомендуемую Вами дозу в 10 раз?????или во сколько????
      3) Есть уже 3-х летние кусты которые показали "сигналку" (ох никак не дождусь пока поспеет эта Аркадия и Виктория, а может они уже спелые я точно не знаю) их нужно "докормить" до осени такими же дозами как Вы рекомендуете???или нужно уменьшить дозу???насколько?????
      с ув. Наташа

      Удалить
    8. 1. на ведро воды 20г мастера, но лучше кормить жидким коровяком(1/10) или куряком (1/20) . Но сейчас уже нельзя это только в июне-июле. Сейчас либо мастер 3-11-38 либо монофосфат калия. Лить 1-2 ведра в зависимости есть дожди ли нет.
      2. можно увеличить дозы удобрений в 1.5-2 раза по сравнению с первогодками, но главное увеличить дозы полива в 3-4 раза.
      3. на третьем году некоторые умельцы и по 40 кг с куста получают. Так что все зависит от силы кустов. Тут уже подкормку считайте исходя из количеств урожая на кусте.

      Удалить
  35. Коля! Два практических вопроса.
    1.При кормлении коровяком для взрослых кустов - сколько необходимо давать монофосфата калия на куст раз в неделю со второй половины лета?
    2. При кормлении Мастером (5-11-38) в пятой фазе у Вас максимальное значение - 55гр. Для 40кустов необходимо 2.2кг удобрений, которые необходимо растворить в1100л. воды. Вода для капельного орошения у меня поступает из железного бака V =2.8м. куб. Для одного полива использую пол бака. Если использовать для введения удобрений пропорциональный насос- так это получается необходима еще одна пластиковая емкость V=1100м.куб., что бы в ней растворить 2,2кг. удобрений, и из которой пропорциональный насос будет подавать удобрения в магистральный трубопровод. Или как это должно работать на практике? А то у меня что то много емкостей и воды получается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. Ну, вообще то вы и сами расчитать можете. Но я приведу вам расчет для:
      21.07 - (надо дв N-13г, P-3г, K-21г)
      Формула монофосфата калия: 52% P2O5 и 34% K2O. Как видите, она не так удобна для винограда, как мастер 3-11-38, но монофосфат калия имеет преимущество за счет своей дешевизны.
      Тут нужно оттолкнуться от калия:
      21г = 34%
      х = 100%
      21х34/100 = 61г

      2. У вас есть 2 варианта
      1) мешать удобрения в вашей емкости 2,8 куб. Если за раз используете половину, то и заливайте половину, мешайте в ней удобрения и поливайте ими.
      2)ставьте пропорциональный насос, ваше удобрение расмешиваете в ведре, насос оттуда тянет и смешивает с водой из бака - там будет небольшой процент воды с подкормкой - до 4% максимум(но это все регулируется). И никаких дополнительных емкостей. Ваш бак, пропорциональный насос и ведро - все!

      Удалить
    2. Кстати, на какой высоте стоит ваш бак? Пропорциональному насосу нужно большее давление, хотя бы полторы атмосферы. А он дорогой. Будет обидно если вы его купите, а он не пойдет. Так что мой вам совет - мешайте удобрения в баке.

      Удалить
  36. Здравствуйте Николай!
    Вопрос по Вашему расчету подкормок.
    1я фаза - (7,5г,3,2г,4г)
    Расчитали чтобы обеспечить данную фазу, необходимо
    Мастер(5-11-38) - 14.5г; Амиачная селитра - 9.8г
    Если разбить данную фазу на две подкормки, как у Вас, то необходимо в каждую
    подкормку давать Мастер(5-11-38) – 7.25г; Амиачная селитра - 4.9г,
    т.е. за две подкормки выйдем на величину согласно 1я фаза - (7,5г,3,2г,4г).
    А у Вас получается 21.04 (7,5г,3,2г,4г)
    и 01.05 (7,5г,3,2г,4г) – двойная нома????
    Может я чего-то не понял…

    ОтветитьУдалить
  37. Николай здраствуйте.
    Подскажите пожалуйста, как быть с поливом во время 3 фазы, ведь поливать не рекомендуется во время цветения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это все ерунда, полив нужен, но не перелив. Главное чтобы к корням хорошо кислород проникал. ак что план поливов при цветении не меняйте. Если много дождей, то конечно полив не нужен.

      Удалить
  38. Здраствуйте Николай. Проконсультируйте меня пожалуйста, я посадил виноград между кустами и между рядьями 2 метра. В каждую яму я положил трубу в дринаж, чтобы поливать. Капельным поливом я не пользуюсь а поливаю в эти трубы. Полив у меня раз в неделю, удобрения хочу вносить с поливом кажную неделю как вы писали. Кусты у меня одногодки и двухгодки. Подскажите пожалуйста сколько мне нужно вносить минералов на один куст??? И нормально же будет если я буду вливать в трубу а не капелькой??? За рание очень благодарен. С уважением Владимир.

    ОтветитьУдалить
  39. Уважаемый Николай, когда в начале статьи вот тут -"Теперь азот
    Сначала посчитаю, сколько его в мастере получается
    Х -3%
    14,5 -100%" Вы объясняли как рассчитать сколько амиачки находится в мастере. В уравнении поставили 3% а, а в мастере его 5% . Пожалуйста, помогите- я что-то не поняла?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, если вы имеете в виду 5% которые в таблице, то это не в мастере, а 5% азота от 100% которые нужно внести в данной фазе развития.

      Удалить
  40. Уважаемый Николай. Хочу услышать Ваш коментарий на мои измышления. Итак, в один год я решил подкормить виноград куряком в два приёма примерно по 1-1.5 литра концентрированной жижи. И как попёрло ! Лоза почти не вызрела к осени.Через год я, наивно полагая, что азот на участке рассосался подкормил опять но в 2 раза меньшей дозой куряка. Заметьте, что замочил его за пару лет до использования. Теперь улыбаюсь читая рекомендации в сети, не настаивать куряк дольше нескольких дней чтобы не потерять азот. Ичтобы Вы думали: опять мощный рост лозы и не вызревание. А теперь давайте посчитаем вероятное количество азота внесённого мной ссылаясь на данные из интернета по содержанию его в курином помёте, и как это согласуется с выносом азота с урожаем. В помёте согласно этим данным до 1.4 % азота. Значит внеся даже 3 кг получу 42 г N . О каком передозе может идти речь, если по выносу, например на 20 кг винограда требуется 100 г N, что составляет меньше половины требуемой дозы. Тут или у меня куры выдают неправильный помёт, или чтото не лады с данными по содержанию азота.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У вас видать и так жирный чернозем, не делайте подкормок азотом вообще, а налегайте на калий. У меня та же беда с вызреванием лозы на черноземном участке. Сделайте прищипку всех побегов 10 июня и чеканку 10 агуста. Резулььаь вас приятно удивит ))

      Удалить
  41. Здравствуйте уважаемые.
    Приобрел Монокалий фосфат ,для подкормки для лучшего вызревания лозы.Подскажите какие пропорции для корневой и вне корневой подкормки?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для корневой - так сказать нельзя. Это в зависимости сколько у вас урожая на кусте висит. Считайте сами, калия нужно 7 г на 1кг. А внекорневые - 20гр на 10 л

      Удалить
  42. Николай, поделитесь Вашим мнением, что Вы думаете про совместный вариант подкормки - куряк по бороздам, в капельную ленту Мастер!? Возможен такой подход!? Или лучше либо органикой либо минеральными удобрениями!? Не будет ли происходить негативная реакция при соединении органики и мин. удобрений при которой растение не сможет усвоить необходимые ему вещества?

    ОтветитьУдалить
  43. Здравствуй Коля. Не могу найти сколько в 100г органической золы Р и К чтобы расчитать для удобрения.

    ОтветитьУдалить
  44. И еще какой обьем занимает 100г золы?

    ОтветитьУдалить
  45. Здравствуйте, Николай! Для меня дурака произведите, пожалуйста, расчет на примере 21.04, отдельно по азоту, фосфору и калию,а то у меня почему то не получаются 9.8 и 14.5 Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  46. Доброго времени суток, Николай!Хочу сообщить, что уже сам разобрался что к чему и даже пересчитал все ваши расчеты.Все сошлось кроме: 2-я фаза 9.05 и 19.05. У меня в расчетах получилось Мастера 40,9гр., а у вас 30!У кого правда? Где истина? И я так понял Мастер не 5-11-38, а 3-11-38

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Эти расчеты я делал, когда неженат был и времени было полно) Сейчас такое не осилю) На самом деле можете давать 30, а можете 40. Вы разницы не заметите. На урожайность влияет миллион факторов, а подкормка во 2-ой фазе, это одна миллионная. Так что не заморачивайтесь. Гораздо важнее этого правильный объем полива. Лучше на этом сконцентрируйтесь.

      Удалить
  47. Николай , скажите пожалуйста , в подкормках винограда Вы применяете кальций ? И Какой правильный объем полива под куст за раз ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кальций не применяю, у меня почва нейтральная. Хороший привозной чернозем(так же есть песчаный участок, но это отдельная тема). Про объем полива - это все индивидуально, зависит от вашей почвы, экспериментируйте. Но не меньше 40-60л на куст. Последний раз когда я поливал свои кусты, 30 мая, у меня вышло 75л на куст.

      Удалить
  48. Получаете за сезон на каждый куст даете 0,562 кг мастера и 0,272 кг амиачки?

    ОтветитьУдалить