суббота, 11 декабря 2010 г.

Укрытие винограда на зиму показанное в картинках

В этой статье о хочу рассказать о двух очень надежных способах укрытия винограда. Первый из них я практикую уже лет 10, он про то, как укрывать виноград зимой зеленой хвоей. Второй, который мне очень понравился, это укрытие опилками плюс сверху и снизу должна быть защита от влаги. Также я опишу другие способы укрытия кустов на зиму, их плюсы и минусы. Расскажу про сроки а также когда,чем и как укрыть виноград. И конечно же все это проиллюстрирую в картинках.


Итак, первый способ укрытия. Производится обрезка винограда, ее я описывал в статьеОбрезка винограда на зиму с видео и в картинках. Затем все рукава и лозы винограда связываются вместе. Но тут есть нюанс, не надо их связывать очень плотно друг к другу, особенно однолетние побеги. Должна быть такая связка в толщину примерно в 10 см. Это связано с тем что, когда куст будет пригнут к земле, только нижние побеги будут лежать на ней. Все остальные будут над землей, а значит не так подвержены намоканию. Дальше куст пригибается к земле и скручивается в кольцо. Это в случае когда кусты не в коробах. Про короба расскажу ниже. Взрослые кусты я придавливаю 3-4 кирпичами и накрываю зеленой хвоей.


Укрытие винограда зеленой хвоей

Хочу обратить особое внимание, хвоя должна быть зеленой с веточками. Я пробовал укрывать и опавшей хвоей, получалось ужасно! При зимних оттепелях она вся мокрая, лоза винограда тоже мокрая и нет внутри проветривания. Потом ударяет мороз, и мокрая лоза оказывается во льду. Практически без шансов, что почки останутся живыми. Лучше ух вообще не укрывать! В случае укрытия зеленой хвоей или лапником нет такой плотности иголок и внутри много воздуха. Если лоза даже при оттепелях промокнет, она все равно потом высохнет, так как внутри лапника хорошая вентиляция.

Теперь про то, какой же все-таки мороз выдерживает лоза при этом способе укрытия? Это касается тех случаев, когда сильный мороз ударяет на голую почву без снега. Самой суровой зимой, начиная с 1998 года (с того времени как я посадил первые кусты винограда) была зима, а именно январь-февраль 2006 года. Тогда на еле притрушенную снегом землю ударил мороз в 32гр. В целом под лапником около 70 процентов почек выжили. Но проблема была в другом – практически полностью вымерзла корневая система кустов. Так как у меня песчаная почва и около 10-20 см плодородного слоя, то основная корневая система моих старых кустов расположенная в этом слое. Еще один аргумент в пользу посадочных ям, статья Посадка винограда осенью однолетним саженцем с видео и картинками (Часть IV).


Посадка винограда в яму

В этом случае на бедных почвах корневая система уходит в глубь за питанием и соответственно меньше подвержена промерзанию.

Теперь про то, как укрывать виноград на зиму опилками (хотя я думаю что их можно заменить и листвой и опавшей хвоей).

Этот метод использует мой хороший знакомый виноградарь Владимир Мазур. А преимущество его в том, что лоза, на протяжении всей зимы остается сухой!

Технология укрытия следующая:
На землю под кустом ложится парабарьер или полиэтиленовая пленка.


Укрытие винограда опилками

Это делается для того, чтобы опилки не подтягивали влагу с земли. А мокрые опилки сделают тоже черное дело, что и описанная выше опавшая хвоя. Дальше пригибается куст и насыпаются опилки


Укрытие винограда опилками

Ну а сверху накрывается листами шифера. Виноград полностью упакован и сверху и снизу. :)


Укрытие винограда опилками


Укрытие винограда опилками

Укрытие винограда опилками
-->



Теперь про то, как укрывать кусты винограда другими способами


Укрытие землей. Его успешно практикует мой товарищ Саша Приходько. Он даже наловчился одновременно придавливать кусты к земле и насыпать лопатой на них землю. Что же до меня, то мне лично этот способ не нравится. Уж не знаю почему, но у меня на песке большой процент почек не распускался. Может быть от того что песчаные почвы сильнее промерзают. Наверно этот способ укрытия на зиму предпочтителен на черноземах.

Укрытие камышовыми матами. Этот способ практикует другой мой другой товарищ Сергей Сидоряка. Он хорош для больших виноградников – быстро накрыл, быстро снял. Надо укрывать, кстати, двойным слоем. Ну а из минусов, долго эти маты плести ну или покупать надо. Ну и проживут они примерно 3-4 года. Ну а фишка камышового мата в том, что внутри каждой камышинки, воздух остывает намного медленнее, чем снаружи. Думаю себе попробовать.

Укрытие полиэтиленовой пленкой. Хоть многие и практикуют, но мое мнение – укрывать так виноград нельзя. При февральских ясных днях там получится такой парниковый эффект что мама не горюй! Почки проснутся, а потом мороз. А набухшим почкам -2 а то и -1 уже страшны. Если уже решаться на укрытие пленкой, то уж лучше черной. Но это только мое предположение.


Укрытие опавшими листьями, мусором и дт. – чушь собачья! Выпреет 100%! Если уж так делать, то нужно взять технологию укрытия опилками, описанную выше.

Также некоторые фантазеры укрывали свежим навозом (якобы он убивает грибки зимующие на лозе). Так вот, он убивает еще и почки! :).

Укрытие агроволокном, спанбондом и тд. Уже 3-й год я один куст укрываю черным спанбондом в качестве эксперимента. Пока все ок, но и морозов на голую землю за это время просто не было. Но теоретически если их сложить в 2-3 слоя, в принципе можно попробовать. Дело в том, что эти материалы дышат, убирая конденсат от лоз.

Также я пробовал делать короба как предлагает Наталья Пузенко и накрывать их досками. Не понравилось. У нас зимы все же не такие суровые, как в Волгограде, да и частые оттепели, и лоза в этих коробах у меня выпревала.

Ну а это укрытые ряды моего молодого винограда. Там где виднеется зеленая хвоя - кусты. А между ними опавшая хвоя. Это сделал из-за боязни промерзания корневой системы у молодых кустов винограда, первая зима все же!


Укрытие хвоей молодого винограда

Теперь про сроки и время укрытия. Да в принципе не важно когда, главное чтобы не ударил мороз больше 15 градусов на не укрытые кусты для европейских сортов винограда и 20 для современных гибридов. У меня из-за отсутствия времени вечно получается укрывать в начале декабря.

Теперь по поводу укрывать или не укрывать. Тут нечего думать – укрывать обязательно! Даже в прошлую (2009-2010) относительно не суровую зиму не укрытый куст Плевна (Августина) у моего соседа вымерз. Хотя минимальная t была -24. А Плевен типа -25 держит. Ну, это я про нормальные сорта винограда, Изабеллу и Лидию можно конечно и не укрывать.

Update 2018
Снял несколько видео по укрытию винограда. Хоть я пишу, что укрывать опавшей хвоей нельзя, но жизнь заставила. Когда кустов больше 20, физически невозможно нарезать столько зеленой хвои. Так что я начал применять опавшую, но с некоторыми обязательными подстраховками. Первые 2 видео, укрытие при помощи опавшей хвои и мешков из под сахара с кусками пенопласта в середине. Третье - та же опавшая хвоя и сверху кусок полиэтилена, но! внимание, он не накрывает хвою полностью и происходит проветривание по бокам.









Читать еще статьи про виноград на зиму
Виноград зимой.
Борьба с мышами на винограднике

131 комментарий:

  1. Я очень рад и благодарен Вам Николай за подробный и показательный блог и разъяснения нормальным языком для начинающих. Большое спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Николай добрый вечер! Как насчёт укрытия гидро или паробарьером? Буду рад ответу.

    ОтветитьУдалить
  3. Я не пробовал, но думаю что будет то же самое что и крытие полиэтиленовой пленкой. Будет оень большая влажность воздуха под ней и в конце концов лозы выпреют.

    ОтветитьУдалить
  4. Большое спасибо за помощь

    ОтветитьУдалить
  5. А я использую сено ,тоже не плохой вариант.

    ОтветитьУдалить
  6. да, не плохой, но нужно сверху накрывать шифером, чтобы не промокало.

    ОтветитьУдалить
  7. Николай, день добрый!
    Спасибо Вам за уроки, нам новичкам очень полезен Ваш опыт. Прочитала и про укрывание и про обрезку, но все же один вопрос у меня есть...Как таковой сформировавшейся лозы у меня нет, есть три небольших черенка (по 30-40 см от земли)от одного корневища, и вот от этих черенков в этом году было очень много побегов. Длина достигла метров 2-х в длину. Что делать с этими побегами? Обрезать или оставить?
    Заранее благодарю!

    ОтветитьУдалить
  8. Оставьте на карждом вашем "черенке" (это рукавом в последстии станет) по 2 побега. Один(верхний) обрежте на 6-8 почек, нижний на 4. При обрезке ерез год весь верхний побег должен быть удален.

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте! Прочитала Ваш урок, очень полезно!!! Виноград у нас на участке 5 лет.Три года лозу укрываем вот как: на автомобильные покрышки укладываем связанную лозу и укрываем спанбондом в 2 слоя.При появление снега стараемся накидать побольше.Живем в Подмосковье.Почва супесчаная.Не знаю правильно или нет но пока лоза живет...

    ОтветитьУдалить
  10. Вы знаете, а мне ваш способ нравится! Только вот наверно, снизу покрышки надо пробить дырочки, чтобы при оттепелях, попавшая внутрь вода стекала. Ну чтобы лоза в луже не лежала.

    ОтветитьУдалить
  11. Вечер добрый Николай.Хочу укрыть виноград опилками и сверху шифером,как описывали выше.Скажите пожалуйста,не подхватит ли виноград от опилок хворь какую нибудь.

    ОтветитьУдалить
  12. Добрый вечер Николай!Вода в покрышках не скапливается т.к. из этих покрышек в свое время были сделаны вазоны для цветов( я забыла упомянуть в предыдущем комментарии) и вот за ненадобностью используем для винограда...Вазоны переворачиваем "лепестками" вниз.

    ОтветитьУдалить
  13. Николай здравствуйте.
    Если можно, опишите, как изготоить мат?

    ОтветитьУдалить
  14. Ванёк Ткаченко
    Нет конечно, у винограда свои болезни. Но опилки должны быть абсолютно сухими. Мой товарищ укрывал только свежими.

    Ольга
    А, ну тогда вообще замечательно!

    Александр
    Э.. так я ж ни разу не делал их. Спрошу у товарища который делал.

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо Николай за поддержку!!! А вот про опилки надо почитать основательнее у нас они есть и много...Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  16. Добрый вечер, Николай! Давно захожу на Ваш Блог, читаю, восхищаюсь, а спросить не смею..- решилась -дело в том, что муж захотел выращивать виноград - а пришлось мне! посадили за 3 года 15 кустов-но обрезать как и всё остальное - без понятия и получалось что получалось, а теперь уже и интернет есть- и ВАС встретила-много интересного и много вопросов .Живу в Луганской области (Украина) наши знатоки - секретов не выдают , а Вам огромное СПАСИБО за труды , знания, и то что Вы делитесь своим опытом . Но пока 1-й вопрос - можно ли укрыть виноград соломой на зиму а потом шифером или что домик для мышей? Спасибо !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "... наши знатоки - секретов не выдают..." - мудаки они , а не знатоки!!!!! а вот таким людям , как Николай , Курдюмов и пр. респект и уважуха!!!!!!

      Удалить
  17. Галине.
    Домик для мышей - это точно:) Но! Укрыть так можно, но обязазательно положите крысиную смерть в это укрытие. И снизу на землю постелите полиэтиленовую пленку, а то солома наберет влаги от земли и почки винограда спреют.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. это на 100%- у меня так с опилками было - накрыл пленкой только сверху, а весной все опилки мокрые и лоза выпрела - год потерял

      Удалить
  18. Спаси бо Николай за советы по укрытию винограда.Очень толково,а главное своевременно описали технологию укрытия.
    С уважением Валериан,г.Харьков.

    ОтветитьУдалить
  19. У нас в Воронеже виноградари любители, перед укрытием лоз на зиму, опрыскивают их раствором медного купороса (голубое опрыскивание).После этого мыши лозы не трогают совсем.
    Советую попробовать.Виктор.
    30.10.11г

    ОтветитьУдалить
  20. видел лозу на арке обмотанную агроволокном плюсы минусы подскажите.?

    ОтветитьУдалить
  21. Кстати мне тоже пришла идея обмотать лозу перед укрытием агроволокном:
    + оно пропускает воздух,
    + синтетика, мышам не по зубам,
    + на 4-6 градусов уменьшает отрицательную температуру,
    но не знаю как насчёт влаги, пропускает или нет, много раз пытался поливать через агроволокно не промокает!, но пишут что влагу пропускает.
    Что думаете Николай?
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. За счет чего агроволокно уменьшает отрицательные температуры? Это миф.

      Удалить
  22. Здравствуйте Коля. Прочитал очень много познавательной информации о винограде, за что Вам очень благодарен! Но на интересующий меня вопрос, ответа ненашол. Подскажите пожалуйста! Неделю назад, мы посадили виноградник, и планируем в нужный срок укрыть его на зиму обрезаной полиетиленовой бутылкой с двумя отверстиями, но есть сомнение правильно ли это. Некоторые виноградари советуют в бутылку засыпать сухие опилки. Мы же планируем на эту бутылку засыпать землей, сделав холмик, где над верхней частью боклашки будет 10 - 15 см. земли. Чтобы не сыпалась земля внутрь сверху на горлышко бутылки планируем поставить кусочек мешка или агроволокна. Подскажите Ваше мнение об этом укрытие. Зарание Вам благодарен!

    ОтветитьУдалить
  23. Виктору.
    Спасибо, попробую. Но я обрабатываю железным купоросом на зиму - мыши едят за милую душу.

    /**
    видел лозу на арке обмотанную агроволокном плюсы минусы подскажите.?
    **/

    Это все равно что на вас зимой одеть только плавки, будет вам тепло? Агроволокно может предотвратить только оледенение почек, а на вымерзание оно никах не повлияет, так как земля греет, а не агроволокно.


    Владимиру.
    См. предудущий ответ. А мышам оно очень даже по зубам, они из него себе гнезда строят.

    Диме.
    Мне этот способ укрытия не нравится. Там по влажности будет как в бане так как влеге деваться некуда, и скорее всего почки выпреют. Сделайте лучше как я написал, либо зеленой хвоей, либо опилками с шифером.

    ОтветитьУдалить
  24. Спасибо всем Много много интересного узнала. хочу поделиться своим опытом. ЖИВУ В ЧЕЛЯБ. ОБЛ. на землю под куст укладываю пенопласт толшиной 12 см. с боков ставлю на высоту 40см.на пенопласт укладываю сено и обьвязанную лозу спандексом укладываю. сверху ешё сеном прикрываю и п/эт. плёнкой. ДЕЛАЮ В ВИДЕ ТРУБЫ. торцы оставляю не закрытыми до настоящих морозов.потом засыпаю сухими опилками.по мере усиления морозов засыпаю снегом.

    ОтветитьУдалить
  25. Это правильное укрытие, поддерживаю!

    ОтветитьУдалить
  26. ЗДРАСТВУЙТЕ. ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ ПО ПОВОДУ КАК БОРОТСА С ЗАМОРОЗКАМИ НА ПЛАНТАЦИИ В 1000 КУСТОВ . МОЖЕТ КТО ЧТО подскажет ...?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хороший результат дает дождевание. Можно делать с помощью мотоопрыскивателя. Перемещение воздушные масс тоже дает хороший эффект. А если заморозки повторяются из года в год, ренней весной обработайте лозу железным купоросом (3%), это задержит распускание глазков на 5-7 дней.

      Удалить
    2. Но, тут надо уточнить, дождевание должно делаться непрерывно всю ночь. Перемешивать воздушные массы на больших пространствах, чем это? Я знаю что реальный эффект был в теплице при помощи вентилятора. А опрыскивание ЖК никак не влияло на распускание почек, по крайней мере у себя я такого не заметил.

      Удалить
  27. я так понимаю дымавые шашки при хорошем заморозке наврятли спасут приэтом нужно постоянно дижурить... по поводу укрытия пленкой прижавши кусе к земле хорошая идея или оставить на самый худой конец?

    ОтветитьУдалить
  28. Укрытие пленкой отличная идея (только надо ее натянуть на дуги и чтобы пленка не касалась зеленых частей), но у вас же 1000 кустов, разве это реально все их опустить на землю и накрыть?

    А зачем дежурить когда дымовые шашки применяешь? - расставил их по периметру почаще и спать

    ОтветитьУдалить
  29. а дымоые шашки до -3 спасут, пленка до -4-5 только.

    ОтветитьУдалить
  30. весь виноградник у меня практически молодо ю на следующий год 100% збор урожая. предыдущие года я его прикапывал. но в даный момент кусты набирают мощ и довольно хлопотно и трудоемко.вот и ищю всевозможные подходы... и вот у меня возник еще один вопрос. у меня еще есть немного земли около 1 га. планирую заложить еще один виноградник для этих целей купил подвойный сорт кобер (так как мне обьяснили прекрасный подвой фелоксеро устойчевый да и привитые на нем сорта срабатуют отлично тоесть гроздь увеличуетса соответственно снять урожай можно порядком выше чем на собственном корню.) правда ли это??? на эту разработку у меня пойдет около 3 лет. необходимо развести кобер приблезительно до 1500-2000 шт. чубуков высаживать в школку и садить на место и к ним потом привить то что заплонировал. но вот вопрос ещо один лучше привить к подвою на месте или заложить привитую школку (настольной прививкой) и после того работать дальше.!!!???? что вы по этому поводу думаете.
    с ув. сергей 35 лет запорожская обл. васильевский рн. с. лесное

    ОтветитьУдалить
  31. Насчет кобера - абсолютная правда. Грозди и ягоды будут крупнее чем на корнесобственном. Насчет того, что лучше, прививать на месте или заложить привитую школку - не знаю даже, обычно хозяйста высаживают уже привитые саженцы. Наверно в этом есть смысл, но какой - не знаю.

    ОтветитьУдалить
  32. благодарю. есть повод призадуматся...

    ОтветитьУдалить
  33. спасибо огромное за советы мне они очень кстати живу на юге украины на сажал винограда а как ухаживать не знаю.меня интересует способ прикрытия землей. как правильно это делать

    ОтветитьУдалить
  34. ув сергей 35 лет запорожская обл. васильевский рн. с. лесное.я твой земляк.хочу посадить пару кустов хорошего винограда просто для семьи покушать но где взять хорошие я не знаю. помоги мой номер 0665323474

    ОтветитьУдалить
  35. здраствуйте николай. у меня вопрос где можно ознакомится с настольной прививкой более доступно. если у вас есть ссылка по прививке с фото а еще лучше с видео скиньте пожалуста. вопрос с укрытием винограда уже продумал привез людей за три дня все закопали.помоему самый простой и надежный метод. за ране блогодорю. сергей.

    ОтветитьУдалить
  36. здраствуй сергей юг украины по поводу саженцев еще немного есть для просмотра пройдите по ссылке
    http://foto.mail.ru/mail/psa-12/_myphoto/1.html#_grs=photo.myspot.bigavatar по поводу сортов что за интересуют дам ответ тамже в моем мире. прайс листы там тоже есть и фото. по поводу прикидки винограда сейчас кину туда рольк приблезительный процес сегодня снял эл. адр. PSA-12@mail.ru тел. моб. 0-67-957-665-9

    ОтветитьУдалить
  37. сергей земляк. ссылка для просмотра прикопка винограда http://video.mail.ru/mail/psa-12/_myvideo/12.html если более скурпулезна землю которую насыпали на куст можно укрыть пленкой чтобы во время зимних дождей что у нас часто происходит не взялся льдом грунт...

    ОтветитьУдалить
  38. оксана петруха17 ноября 2011 г. в 20:07

    добрый вечер,Николай.Очень много полезного узнала от Вас.Знакомым рекомендую Ваш блог.Хочется знать--есть ли у Вас саженцы хороших столовых сортов(для семьи).какие,цена,каким образом забрать(есть возможность встречи в Киеве).Жду ответ на адрес oksana_petruha@mail.ru спасибо

    ОтветитьУдалить
  39. Добрый вечер Николай. Написано просто и доступно. Спасибо. Жаль что раньше не прочитала ваших рекомендаций по повоу укрытия винограда. У меня вопрос. У нас сегодня -6 градусов и немного снега.Еще не поздно сделанное мною укрытие переделать?

    ОтветитьУдалить
  40. Владимир Баштанка Николаевская обл20 ноября 2011 г. в 20:48

    Добрый день всем .Кому нужны привитые саженцы , вот адрес http://ole-krivosheev.narod.ru/ сам покупаю третий год .Качество очень хорошее да и человек он тоже наш (правда выбор на сейчас уже невелик)

    ОтветитьУдалить
  41. /**У меня вопрос. У нас сегодня -6 градусов и немного снега.Еще не поздно сделанное мною укрытие переделать? **/

    Конечно можно! -6 это вообще не мороз для винограда зимой.

    ОтветитьУдалить
  42. Добрий день.

    Як правильно укривати виноград вже прочитала.Дуже вдячна за статтю.

    Але хотілося б уточнити, при укриванні зеленими сосновими гілками - який має бути слой приблизно для однорічних саджанців?

    ОтветитьУдалить
  43. Коля, здравствуйте! Насчет укрытия прозрачной пленкой - укрывал, укрываю и в ближайшие 2-3 года укрывать буду. Есть ряды, укрытые только пленкой, а в основном под пленку идет подложка по дугам из 60-го спанбода. За 20-летнюю практику раньше начала апреля месяца никакой подвижки почек не происходит. Хотя лоза бывает теплая, а почки спят. Вот такой, казалось бы, парадокс! Земля ведь холодная, а зачастую даже промерзшая (у меня песчаная почва). Покуда не прогреется земля - ничего с лозой, с почками не случится. Молодежь я укрываю дощечками (впритык), приямки засыпаны не доверху (внутри воздушная прослойка), сверху дощечек - прозрачная пленка 100 мкр. Поскольку у молодежи корешки поближе к верхнему слою почвы, а укрытие понадежнее, они стартуют значительно раньше. Ставлю на каждый куст индивидуальный шалашик из пленки. Что касается хвои (зеленой), то 2 года не использую. Не потому, что плохо, не потому, что далеко, а потому, что берегу сосновый лес, который растет буквально под окном. Да и кустов уже стало больше сотни, уверенно к 150 приближается, можно сказать. Поэтому мое укрытие - пластиковые дуги из трубы ПНД, первый слой - спанбод 60-й, сверху - прозрачная пленка, придавленная по бокам кирпичиками. Хочу попробовать геотекстиль марки 200. Приблизительно - это 3 слоя 60-го спанбода. Трехслойный агроспан 60-й также хочу попробовать испытать в будущем году.
    С уважением, Владимир_55 (сейчас Петров Владимир).

    ОтветитьУдалить
  44. Александр"Круглик"10 апреля 2012 г. в 22:11

    Привет Коля,я уже третий год укрываю свой виноградник сосновыми ветками,лес рядом,спасибо тебе за описанный надежный способ укрытия.Только я еще сверху лапника ложу или шифер или оконные рамы.Виноградник каждый год увеличивается и этой зимой часть кустов укрыл только сосновыми ветками,когда раскрыл эти кусты лоза была сыровата,толь от того что соприкасалась с землей толь что сверху не было шифера.А как у тебя в этом году перезимовал виноградник?На песне и виктории набухли почки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Саша! Это хорошо что кладеш шифер, не так намокает, но на мое кол-во кустов шифера не напасешся :) У меня тоже при раскрытии лоза обычно сыровата. поэтому раскрываю как сожно раньше, чтоб лучше просыхала да и не мокла больше. У меня виноград перезимовал хорошо, только мышиных нор полно было под лапником. Крысиную смерть что я ложил осенью, всю слопали, наверно первое их поколение сдохло, но пришло новое - снега ж было много. Почки целы, но вот не знаю, погрызли корни или нет. Да, у меня тоже на многих сортах на кончиках почек чешуйка лопнула, но мне это не нравится, рано слишком - на 7 апреля это рано.

      Удалить
  45. Николай, добрый день!
    Я укрываю так (в Подмосковье: Августин, Восторг, Память Негруля): лапник, на него лоза, лапник, каркас из орешника, спанбонд в 2 слоя, затем сено - чем толще и круче для стока воды, тем лучше. Хорошо держит мороз (с 2000 г. ничего не вымерзло), но сильно выпревают почки. По этой причине перестал обрезать - после выпревания остается примерно норма по книжкам, а выпревшая лоза просто высыхает и выламывается в июне.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вам бы лучше, дополнительно устроить простенькую защиту от попадания осадков под укрытие.Старый шифер кусками,домиком или пленка или рубероид.Может прокопать небольшие канавки вдоль кустов для отвода талой воды.Короче, выпревание половины глазков это ненормально. Да и сорта у вас для подмосковья на пределе,может плохо вызревает лоза.Заводите ультраранние сорта.

      Удалить
    2. Абсолютно согласен. Накройте действительно чем-нибудь. И по сортам согласен, особенно интересно, сладкий памяти негруля у вас или нет, или это все в теплице?

      Удалить
  46. Добрый день Николай и всем! А если всего три кустика. Перваый год все кустики выпрели. В этом году хочу попробовать: мышиная смерть, на лапник лозу укороченную до 20см (3 почки), сверку лапник, по бокам подставки из кирпича и накрыть щитами из досок с рубероидом. Но чтобы лапник дышал. так будет верно? Санкт-Петербург, земля: песок голимый крупный. Помогите плиз!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю будет нормально.Только берите ж зеленый лапник, а не опавшую иглу.

      Удалить
  47. Привет всем!Хочу поделиться своим опытом укрывания лозы на зиму, на протяжении 3 лет укрываю кусты старыми мешками из под муки,сахара. Плюсы такого укрытия мешок пропускает воздух лоза не запревает и открывать очень легко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это хороший способ укрытия. Так укрывают Гагины из Полтавы. Ну и место соприкосновения лозы с мешком. со временем тоже просохнет, верно?

      Удалить
    2. зіновій,львівська область13 сентября 2012 г. в 23:01

      чим краще укривати опавшею хвоєю ялини,зверху білою пльонкою чи опавшим листям грецького горіха,я чув цей запах відлякує мишей
      зіновій,львівська область

      Удалить
    3. За грецкий орех спасибо, у него реально ядреный запах надо попробовать. Но нужно чтоб сверху и снизу влага не попадала.

      Удалить
  48. Вячеслав. Тюменская область.
    Интересный блог. У меня опыт лет 30, лет мне 40. Ударяюсь в области цветоводства в большей степени. Можете попробовать по первому Вашему способу укрытия вместо хвои садить много бархатцев кустовых, красиво, ухода большого не требуют, мыши их не любят, и эффект будет такой же, и не надо хвою заготавливать. Бархатцы пахнут для мышей плохо, они в укрытие с бархатцами не полезут. Еще от мышей могу подсказать - кинза (кориандр), растет безпроблемно, сама сеется, мыши не любят, кидают сухие ветки в погреб, ложат в укрытие. Еще мазь "Вишневского" дурно для них пахнет, растворяют в кипятке и обмакивают, подсушивают и ложат в укрытие, или прямо мазью что-то намазать и положить. Про способ укрытия роз в Сибири расскажу, а Вы подумаете как это применить к винограду. Делается в пленке полиэтиленовой разрез крест-на-крест, просовываются побеги, на побеги насыпается сухой (подчеркиваю сухой) опил (лучше хвойных пород), или мох-сфагнум пересушенный, сушится под навесом летом в мешках, мох в подвешенных сетках, мох обладает свойствами антибактерицидными, насыпается кучкой, розы обрезают по верхушку насыпанной кучки, затем опилки или мох заворачивают в пленку, сверху закидывают землей на пленку, можно и бархатцы положить для лучшего задержания снега на этот холм, либо укрыть дополнительно спанбондом в два слоя это укрытие - крепится сетка для птиц, либо дорожная сетка крючками сделанными из электродов для сварки, т.е. пришпиливается к земле, полусферкой, сверху кидаем агрил и края засыпаем либо землей, либо ложим трубки, металлические штыри. Конечно укрывать надо в начале октября, когда температура установится низкая, перед выпадом снега. Весной придете в сад и снимите как обычно. Преть не должно, если во-время снять (по вашей зоне не знаю, у нас в первой половине апреля). Только проследить надо, чтобы снегом накрыло (по крайней мере, для нас в Сибири это очень важно), а у Вас думаю, и опилок с землей достаточно будет. У нас даже и гортензии садовые, и розы таким способом зимуют на ура. В Сибири виноград садят в траншеи, выращивают рукавами лозы, потом эти лозы укладывают в траншеи, обернув в мешковину синтетическую из-под муки или сахара, затем засыпают землей, потом доски над зарытыми рукавами ложат дополнительно от воды и мороза, и опять закидывают землей. И все. Я бы все-таки использовал сухие опилки, так как опилки или сухой другой материал заберет лишнюю воду из лозы, и лоза сухая будет, и почки соответственно перезимуют на ура. Только опилки надо собирать и сушить, либо использовать в другом месте, застилать дорожки и т.п., от их применения если они гниют, остаются на винограде, в почве накапливаются излишки азота, а излишки азота для винограда вредны, он будет жировать и плохо одревесневать побеги. А для лучшего одревеснения побегов в конце лета добавляют калийные удобрения (калимагнезию), лучше вызревает древесина.
    Email: slavik0803@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  49. Добрый день НИКОЛАЙ.Ваш блог очень поучительный,уже пересмотрела некоторые разделы по несколько раз,очень поучительно и доступно рассказано.Пусть дает Вам БОГ много-много здоровья и долгих лет жизни.Большое спасибо Вам.

    ОтветитьУдалить
  50. Николай-будьте добры подскажите мне -будет -ли правильно укрыть только посаженные кусты таким способом-на землю пленка,сверху листья орехов немного,потом веточки винограда и на него снова листья ореха ,а сверху вместо шифера-рубероид,чтоб не промокало,или под рубероидом выпреют почки и будет очень жарко,когда будут оттепели.Заранее Вам благодарна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно, но лстья должны быть абсолютно сухие. А таквсе верно, изоляция от влаги сверху и снизу.

      Удалить
  51. Блог понравился.Есть возможность выбрать ,что то для себя.Живу в Волгоградской обл.2 десятка кустов укрываю камышовыми матами и сверху пленкой ,бока открыты до сильных морозов.Пока нормально.Но маты вязать действительно морока.На Украине в Мариуполе укрывали просто землей.Взрослые кусты укрывать землей трудоемкая работа.

    ОтветитьУдалить
  52. Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, такой вариант укрытия - 1.на землю полиэт.пленка 2. сухая солома 3.агроволокно 50мкр в 3 слоя. - в центральной Украине будет нормально?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Плохо будет, свозь агроволокно на солому попадет вода, она намокнет и почки выпреют. Вот если сверху куском шифера от дождя и снего укроете - это дело.

      Удалить
    2. Спасибо, а если использовать плотную пленку? (200 мкр)Такой вариант возможен?

      Удалить
  53. Добрый день. Такое чувство, что в этом году опять не успеет вызреть лоза на винограде первого года и второго года. Совсем зеленные до сих пор. Соответственно скажите плиз:
    1)обрезать лозу такую (при минусовой погоде - в начале ноября) на 3 глазка или нет? И скажите:
    2)как посыпать отраву для мышей, какое устройство используете? А то я сыплю и на землю и на всякие посудки и в бутылочки, а она сыреет, покрывается плесенью и её совсем не едят мышки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. ну, если вообще не вызрела, то режте хоть на одну почку. та, неважно прикакой t идет обрезка.
      2. я просто на землю кладу под лапник, жрут. ну можете от дождя чем-то накрыть

      Удалить
  54. Здравствуйте, Николай. Спасибо за ваш блог. Почерпнул много интересного и полезного.В свою очередь, хочу поделиться своим способом укрытия. Ивановская область. Морозы за тридцать каждую зиму и каждую зиму оттепели продолжительностью от нескольких дней до недель. Под кусты вдоль шпалеры раскладываю узкие деревянные щиты на брусках 50 мм (распиленые пополам поддоны из под кирпича), на них укладываю связанные жгутами кусты.Затем по этим жгутам укладываю сетку рабицу(но думаю удобнее взять пластиковую, сейчас большой выбор, она не цепляется краями и не запутывается).А вот теперь засыпаю сверху слоем сухих листьев. Образуется тонель в котором и зимует лоза. С боков оставляю продыхи. Сверху укрываю листами железа, думаю можно шифер или любой кровельный материал. Для удобства по бокам сталю невысокие щиты, которые препятствуют рассыпанию листвы и во-вторых служат основанием для кровельного материала.Образуется вторая воздушная прослойка и даже если листва влажная с осени - она просыхает. Впрочем имел опыт обойтись и без боковых щитов. Железо согнутое под прямым углом просто вешал на нижнюю проволоку. Неплохо с появлением снега дополнительно засыпать эти конструкции. Весной с началом массового таяния снега убираю листву из под железа, оставляю рабицу с тонким слоем, практически только то что застряло в сетке, листвы. Это увеличивает вентиляцию, не дает проснуться раньше времени лозе за счет ночных заморозков. Железо сверху не пропускает влагу. И в середине апреля с наступлением устойчивого тепла полностью открываю и подвязываю на шпалеру. Лоза абсолютно сухая.Пробуждение почек 100% за все пять лет, что занимаюсь виноградом. Многие сочтут, что хлопотно, нужно много листвы,щитов, кровельного материала. Но результат оправдывает все это. По крайней мере, для своих 20 кустов этот способ считаю приемлимым, а главное эффективным.
    С уважением.Носков Андрей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Действительно классная идея насчет сетки. Я впечатлен! Конечно будет 100% пробуждение почек, и сверху закрыто и снизу и с боков! Но так укрывать хорошо когда мало кустов, но свои 70 я замахаюсь так укрывать :) Но вот идея накрыть лозу мелкоячеистой сеткой, чтоб листва с лозой не соприкасалась - это круто! Я вот даже подумал, просто лозу так накрыть сеткой, а потом сверху что попало, листья, мусор. Пусть оно себе мокнет, преет, что угодно. Все равно не будет контакта ж лозой. Но это так, только предположение, все равно проверять надо.

      Удалить
  55. Добрый день Николай. Вычитал такой вариант:

    Садоводы, живущие вдали от сада, применяют и такой метод: разводят известь до густоты сметаны и веником наносят ее на пришпиленную лозу, через полчаса засыпают землей слоем 25-35 см. Делается это для того, чтобы зимой мыши не трогали лозу. Обработанная таким образом, она меньше подопревает за зиму . . Это эффективный и простой способ укрытия, так как под пленкой, рубероидом и другими подобными материалами лоза плесневеет и выпревает; туда проникают мыши.

    Как будет если таким образом обработать составом как стволы деревьев, потом укрыть зеленой хвоей, сверху щиты с рубероидом на кирпичах. от мышей положить. а под хвою что стелить надо? Это всё для винограда 2-го года. И ещё, закрывать на зиму можно, если днем +5 (дождь), а ночью -5 (снег) Питер? это у нас будет в начале ноября. Спасибо за ответы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я никогда таким составом лозы н а зиму не обрабатывал. Звучит заманчиво конечно, но надо проверять.

      Удалить
  56. здравствуйте николай.меня интересует вопрос-надо ли закладывать трубу в котлован при посадке винограда для дальнейшего полива?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я противник всяких труб и использую капельное орошение.

      Удалить
    2. А росяные корни не будут преобладать в корневой системе куста?

      Удалить
    3. Нет, если будете смачивать и нижний слой. Нужно просто делать долгий и глубокий полив. 2-3 часа поливать, а не поверхносный слой за 20 мин.

      Удалить
  57. Здравствуйте.
    Мой вариант укрывки :
    на землю кладу лист линолиума ширина - 0,6 м, длина по плети винограда;
    засыпаю опилками,или лапником (тем, что есть)слоем сантиметров 30-40 (думаю можно и сухими листьями);
    сверху без зазора но и не придавливая опилки перекрываю листами жести, выгнутыми дугой, торцы остаются открытыми и сделаны с напуском 15-20 см;
    с появлением снега, засыпаю им всё слоем побольше.
    Всё это зимует в Беларуси, в Гродно.

    ОтветитьУдалить
  58. Виктор Дмитриевич12 ноября 2012 г. в 21:46

    Предлагаю обсудить. Каркасом для намотки линолиума служыт труба изготовдена из картонной ленты диаметром примерно 100-120 мм.Разрезаем вдоль, одну половинку на землю в нее укладываем лозы,сверху вторая половинка,затем пленка, затем земля.Славянск Дон.обл.

    ОтветитьУдалить
  59. Здравствуйте. Перечитала все комментарии, но ответа на свои вопросы в полном объеме не нашла. Я в этом году должна укрыть около 80 кустов винограда, доставшиеся мне в наследство. Мама укрывала раньше тряпками, потом полиэтил. пленкой, а корни листьями ореха в мешках. Бывало, что подмерзала лоза, а то и прела, покрываясь белым налетом. У меня же сейчас нет ни времени, ни сил для такого трудоемкого укрытия, т.к. помочь некому, а виноград хочу сохранить. Подскажите пожалуйста ответы на такие вопросы:
    1) Можно ли класть лозу на землю, пришпилив ее металлическими скобами, или все же необходимо что-то подстелить (картон, мешки строительные, подоткнуть спанбонд)?
    2) Если на всю эту конструкцию сверху положить сложенный в 4 слоя спанбонд-60 белый, будет нормально?
    3) Надо ли на спанбонд класть сверху полиэтиленовую пленку?
    Живу в Киеве, дача в 10 км от Киева. Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
  60. Здравствуйте!скажите пожалуйста,я укрыла виноград сперва теплой одеждой,а потом сверху накрыла полиэтиленовой пленкой!так можно?

    ОтветитьУдалить
  61. АЛЕКСАНДР,КРУГЛИК24 ноября 2012 г. в 20:46

    Привет Николай,я как и ты укрываю сосновыми ветками. Весной раскрыв виноградник решил по эксперементировать я не спалил сосновые ветки а сложил их на большую кучу и накрыл шифером.Сей час снял шифер,верхний слой высох,остальной остался зеленый,им же еще раз накрыл виноградник,весной отпишусь как перезимовал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, классно! Спасибо Саша. А иголки не сыпятся?

      Удалить
    2. АЛЕКСАНДР,КРУГЛИК4 декабря 2012 г. в 09:20

      Нет иголки держатся,они чуть слежались от того что на большой куче.Весной отпишусь.

      Удалить
  62. Здпаствуйте Николай! Очень нужен Ваш совет по поводу моего метода укрытия. Я из Волгограда. Морозы у нас сносные, в суровые зимы может дойти до -25. Виноградным кустам четвертый год.Научить наглядно обрезать некому. Делаю по наитию. Обрезала лозы на 12 почек и все боковые побеги.На каждом кусте по 4-5 лоз. Пригнуть к земле не получиться. Поэтому связала на нижней шпалере в пучек проволкой и обматала мешами из под сахара. Делаю так второй год,но не знаю правильно ли.В этом году винограда не увидела, т.к. по совету повыщипывала весной все боковые пасынки,в последствии мне разъяснили ошибку, что с пасынками я поудаляла все цветочнае почки.Ваше мнение хотелось бы узнать. Спасибо за сайт. Наталия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Наталья, пока что вижу, что вы в винограде плывете, причем конкретно. Первое, сформировав стебель прямостоячим вы его уже никогда нормально укрыть не сможете. Штамб должен вестись начиная с первого года под 45 гр к земле. То что вы делаете никак не защитит вас от мороза. Лоза должна быть пригнута к земле, только земля греет!!! Я думаю, что у вас урожая не было, бо вымерзли центральные почки, отбились замещающие, но они увы безплодные. А то что вы называете пасынками - это обычные зеленые побеги с прошлогодней древесины. Вердикт - немедленно садитесь и читайте все мои статьи начиная с самой первой. Выписывайте что непонятно, а я напишу отдельную статью с ответами для таких махровых новичков как вы :)

      Удалить
  63. Здраствуйте!хочу сегодня укрить свой виноград.Вариант -полиэтилен на низ,опилки и сверху полиэтилен на металические дуги. Пойдет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пойдет, но зачем дуги? Просто положите верхний полиэтилен на слой опилок, в которых находятся лозы.

      Удалить
  64. Коля добрий день.Укрив так:знизу толь-горіхове листя-лоза(1-ша зима)-горіхове листя-толь,по краях присипав землею.Питання-засипати все землею зверху,чи нехай так буде?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я правильно понял, толь снизу, потом листья, в которых лоза, потом толь сверху. Если так то пойдет. Но, листья должны быть сухими. И слой их 35-40см. Землей присыпать не надо.

      Удалить
  65. Добрий вечір.Да, все так,тільки листя в половину менше.Мабуть прикидаю трохи землею,але пізніше бо сніг луперить сильний-як думаєш?Дякую що вдповів.Олександр.

    ОтветитьУдалить
  66. Тугувато з цією залізякою розбираюсь(пк)пока напишууууу.Щераз дякую.

    ОтветитьУдалить
  67. Александр Мелитополь город у моря16 декабря 2012 г. в 19:01

    Коля вечер добрый,раннее писал про своё укрытие мешками из под сахара и круп, и на сегодняшней день оно вполне устраевает .Но творческая ,практическая мысль как и руки не знают отдыха в этом году два куста накрыл матом из морской травы размер 2\1.Плюсы быстрое укрытие в авральные сроки мы это оочень любим.Под комкой не должно происходить процесса выпревания гниения лозы это ведь по сути природный антисептик.А самое главное дешевизна 15гр. метр квадратный и не ограниченный срок хранения .Ну может только этот продукт наш приморский ,специфический не знаю ореол его распространения ,весной увидим результаты это проба.

    ОтветитьУдалить
  68. Александр Мелитополь город у моря16 декабря 2012 г. в 19:15

    А совсем позабыл мыши, они комку боятся как чёрт ладана проверенно 6 лет на цехе утеплена крыша никто не живёт хотя условия прям супер .

    ОтветитьУдалить
  69. наталия г урюпинск , север волгоград обл.
    Хорошо вызревшая лоза никогда не сгниет

    ОтветитьУдалить
  70. Наталия. г.Урюпинск 13 лет укрываю виноград так: укладываю лозы на солому. Если лозы к земле не прилегают,а так обычно и бывает ,мягкой проволокой приматываю их к полиэт 1,5 литр бутылкам ,заполненными водой. Опрыскиваю железным купоросом 500гр на 10л воды от плесени и зимующей инфекции. На лозы укладываю солому.Использую солому гречишную.Она длинная Если весной собирать аккурктно , то использовать солому эту можно несколько летСверху пленку накидываю на нижнюю проволоку шпалеры. Последние 5лет заменяю пленку на мешки из-под сахара. Сшиваю их вместе с их внутренним целофаном Взависимости от длины лоз покрывало данное состоит из 9-15 мешков. Ширина у всех 3 мешка длинна от 3до5шт. А дальше был бы только снег

    ОтветитьУдалить
  71. Я использую опилки в п/э пакетах.
    Это удобней у меня, т.к. виноград выращиваю по методу Серова Владимира Андреевича - в железных ведрах.
    Это избавляет от проблем удаления росяных корней (их просто нет).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Блог действительно очень познавательный.Очень важная тема об укрытии лоз зимой.Хорошая перезимовка лоз-это важнейший элемент в выращивании винограда.Поэтому любые методы укрытия,которые в конкретных условиях обеспечивают максимальную сохранность зимующей лозы,имеют право на применение.При этом желательно чтобы применяемое укрытие выполнялось при минимальных затратах времени и средств,а материалы для его устройства были легко доступны и их можно было применять на протяжении многих зимовок.Согласитесь это становиться очень важным когда надо укрыть(раскрыть)не десяток-другой кустов,а сотню и больше.Таким методом для нас стал метод зимовки лоз в воздушных тоннелях под двойной прозрачной полиэтиленовой пленкой(рукавом).Тепло отдает открытая в тоннеле земля,утеплитель-неподвижный слой воздуха в тоннеле.Идеально когда тоннели засыпаны снегом(1см снега сохраняет 1*С тепла).Четыре зимовки этим методом дали пока отличные результаты в НАШИХ условиях (север Полтавской обл.)Кого заинтересуют детали выполнения этого метода--можете посмотреть на российском форуме ВИНОГРАД 777--там я описал его довольно подробно.
      Несколько слов о мышах.Раскладываем в тоннелях яд "Крысиная смерть".Еще замечено- мышам не нравятся лозы обработанные перед укладкой железным купоросом(400-500гр на 10л воды).Еще лучше если вместо воды использовать процеженный крепкий отвар травы полыни горькой.Только не ложите в тоннели саму зрелую полынь--потом будете несколько лет бороться с этим сорняком на винограднике.
      Пару мыслей о укрывке землей и лапником.Укрытие большого к-ва взрослых кустов землей не соответствует (личное мнение) критериям предъвляемых к оптимальному укрытию.В укрытии лапником -проблема пожалуй в самом лапнике.Хорошо если это отходы от деятельности лесхозов.В ином случае придется рубить молодые деревья-кто полезет на взрослую сосну у которой ветки вверху? Спасая свой виноград мы должны губить другие растения? Как то не совсем правильно.

      Удалить
    2. Хочу заметить, что на мой взгляд ваш способ укрытия винограда не такой уже и не трудоемкий. Это надо расставить дуги, натягивать пленку, прикопать пленку по краям. Но самое главное, когда при февральских оттепелях полностью сходит снег, внутри такого парничка разве не случится сильное нагревание и почки выйдут из состояния покоя? У вас за 4 года такое бывало, когда эти парнички оставались в феврале без снега?

      Удалить
    3. Добрый вечер Коля.
      Попробую вкратце ответить на Ваши вопросы.
      По поводу трудоемкости тоннельного метода судите сами по таким данным.Свой виноградник в 16 рядов, длиной ряда от 25 до 30м мы вдвоем с сыном (жена помогает периодически-подтягивая пленку на дугах)укрываем за 2-3 дня не особо напрягаясь.Раскрываем(вчастности в этом году)за один день-при этом успеваем полностью убрать на хранение дуги и пленку.При этом лоза сухая и чистая,на следующий день я ее обрабатываю ЖК.Не представляю как это все можно сделать укрывая, например,землей? А как укрыть многолетнюю часть рукавов-их уложить поближе к земле и так трудно.Разве что пускать плодовые лозы с головы куста.А как же тогда запас многолетней древесины?На все эти вопросы у меня ответа нет--может я чего не допонимаю?
      По поводу зимних оттепелей.Этот вопрос нас тоже волновал поначалу.Оказалось даже при длительных потеплениях(такая ситуация была кстати зтим февралем) почки на лозах в зимнее время за четыре зимовки ни разу даже не набухали.Объяснить это я могу только следующим.Решающим фактором в пробуждении лозы,наверное,является не само повышение температуры в районе лоз,а повышение температуры грунта в районе корней до необходимого для начала вегетации уровня.Об этом свидетельствует следующее.Весной при солнечной погоде температура в тоннелях естественно повышается (кстати как и при длительных зимних оттепелях торцы тоннелей--открыты), но почки спят практически до средины апреля.И только когда в междурядьях полность растает снег,подсохнет и должным образом прогреется земля, только тогда начинается набухание почек.За период четырех зимовок в тоннелях раньше средины апреля виноградник мы не раскрывали--всегда ожидаем пока земля хорошо просохнет--и ни каких неприятностей с раскрыванием почек не наблюдали.
      Кстати,Коля,зайдите на виноград777--там можете посмотреть мои фото виноградника этой зимой и после открытия весной.
      Относительно самого метода--это не моя идея.Просто я ее пока успешно использую в своих условиях,вполне доволен этим методом и хотел поделиться своим (пусть и не большим)опытом с другими виноградарями.Может кому поможет решить вопрос укрытия винограда зимой.
      Удачи!

      Удалить
    4. Конечно, спасибо большое что делитесь, мне очень интересно! Я вот, например не знал, что почки не пойдут в рост пока земля не прогреется.

      Теперь по поводу укладки многолетней древесины. Чтобы не было проблем с ее укрытием, нужно пока куст молоденький, штамб вести под углом в 30-45 гр к земле. Тогда не придется гнуть толстенные негнущиеся рукава. Посмотрите мою статью про арочную формировку винограда, там я этот нюанс описываю.

      Теперь по поводу времени укрытия. Это очень нормально и хорошо если живешь рядом с виноградником. У мення только обрезка занимает 2 выходных, если еще столько же буду тратить на укрытие, то это месяц буду готовить виноград к зиме! Конечно мои 70 кустов уже не накроешь лапником (это не 25 как было раньше). И я склоняюсь к такому варианту. Пошью такие маты - снизу и сверху евробарьер(он дышит, но не пропускает влагу), а внутри несколько слоев спанбонда. Спасибо Alex777, за подсказку про евробарьер. Это надо просто положить на виноград, и никаких дуг и прикопок пленки по краям. Но кусты нужно вязать не плотно, чтобы евробарьер касался только нескольких верхних лоз, а остальные оставались сухими. Но я надеюсь что и это верхние будут просыхать по мере того как евробарьер будет отводить влагу. Но это конечно эе нужно пробовать.

      Удалить
    5. Только учусь выращивать виноград на юге Московской области, этой весной - 5-й год. И первый мой успешный способ укрытия на зиму, причем очень снежную и весной с огромной массой воды. Лозу осенью скрутил в круг, положил на лапник (обрезал только концы сучьев, чтобы гуще росли на следующий год), сверху лапник, затем арматурная сетка в два куска под 90 градусов. Сверху спанбонд. Затем свеху сухое сено. Первый раз у меня ни одной выпревшей почки и ни одного повреждения мышами. И совершенно сухая лоза.

      Удалить
    6. Отличный метод, простошикарный и надежный! Но это подходит, если кустов не очень много.

      Удалить
  72. По распусканию почек.Коля рассудите сами.Когда начинают идти почки в рост? Тогда,когда начинается сокодвижение в лозах т.е. плач лозы.А сокодвижение в лозах может обеспечить только корневая система куста.Для запуска ее работы необходима достаточная плюсовая температура грунта,а ее в нашей местности при любых оттепелях просто не бывает.Поэтому почки и не идут в рост.
    По вопросу укладки лозы.Многолетние рукава у нас получается укладывать вдоль шпалеры(хотя и не на саму землю) т.к.кусты посажены на расстоянии35-40см от плоскости шпалеры.Рукава идут попарно(веер 4-х рукавный) наклонно к проволокам шпалеры.Было б намного лучше, если б они на этом участке лежали на земле так как у Вас.Просто о таком варианте(скручивании)я не знал.
    По укрытию.Что "греет" лозы зимой в укрытии? Конечно то тепло которое поступает от грунта.Укрытие выполняет роль задержки этого тепла в районе лоз и не более.Т.е чем оно герметичней тем меньше будут потери тепла.А излишняя воздухо проницаемость укрытия будет способствовать не только потери тепла из под укрытия но и поступлению холодного наружного воздуха вовнутрь.Т.е. при отсутствии снежного покрова такое укрытие будет малоэффективным.Тем более если его положить прямо на лозы.Т.к. Вы не будете использовать дуги то прослойка воздуха вокруг лоз будет минимальной.А ведь объем воздуха в тоннеле и есть тем накопителем и удерживателем тепла земли.Я не пойму почему надо бояться герметичности укрытия?Говорят лозы запарятся.Возможно при других видах укрытия это и возможно.При тоннельном способе лишняя влага при морозах оседает инеем на внутренней поверхности пленки(лозы при этом практически сухие--проверяли не однократно).При оттепелях (когда нет снега на тоннелях)иней переходит в капли влаги,которая в основном стекает по внутренней арке пленки.Если тоннели засыпаны снегом (так было зимой 2011-12г.г.)то иней не тает совсем и торцы тоннелей не открывались до самой весны.
    Коля боковые краи мат Вам придется по любому как-то закреплять--притом плотно к земле.Иначе их или сорвет ветром или в щели понадувает снега,а это лишняя влага.Поверьте намного легче прикидать их небольшим к-вом земли,чем таскать на них кирпичи,бревна и т.п.
    Полностью с Вами согласен что любой метод надо сначала проверить в своих условиях.Тем, кто в нашей местности интересуется тоннельным методом укрытия, я, после подробных разъяснений, всегда советую сначала испытать его для начала на одном ряду.
    Поэтому и Вам, наверное,не стоит сразу шить маты на ввесь виноградник,а сначала испытать как этот метод будет работать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да все логично, насчет того что пока не начнется сокодвижение, почки не распускаются. Но у меня был печальный опыт коробов от Натальи Пузенко, так вот там, но правда в это ниже уровня земли, почки распускались. Вы же знаете что у винограда нет периода покоя и корни растут даже зимой. Знаете, кстати, причину сильнейшего вымерзания винограда на юге зимой 2011-2012? Весь декабрь было очень тепло и началось сокодвижение и интенсивное наростание корней. А потом сильный минус без снега. И когда некоторые виноградари выкорчевывали полностью пропавшие кусты, корни были просто порваны морозом.

      Ну а то что нужно все пробовать на небольшом количестве кустов - это точно:)

      Удалить
  73. В коробах это явление может быть по причине постоянной плюсовой температуры в районе лоз.К тому же если в начале зимы не было достаточных морозов для промерзания почвы и на глубине залегания корней будет t*не менее +8*С --вполне возможно начало вегетации лозы.Метод зимовки в коробах успешно применяют ребята из более северных областей России,где морозы серьезные и стабильные.Говорят там этот метод работает отлично.Для наших широт, возможно,этот метод надо применять в "облегченном" варианте? Хотя последнее время и в нас погода может преподнести еще те сюрпризы. Вот так-же и в Крыму.У нас вопрос укрывки лоз без вариантов-хочешь иметь ягоду-укрывай.У них до недавнего времени с этим было попроще.Теперь с изменением климата в сторону резко континентального и им придется наверное пересмотреть вопрос зимовки винограда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не, ну в Крыму то понятно - там все обычно неукрывное. Но я имел в виду Днепропатровскую и Запорожскую области. Для меня это тоже юг. Так вот, там полностью пропали именно укрытые кусты.

      Удалить
  74. Агроматериал для укрытия винограда на зиму 42мкр (2,1 х 10м)


    Агроматериал спанбонд - 42й плотности
    Овощеводы, цветоводы - нетерпеливые люди: хочется скорее все посадить-посеять. И на помощь им приходят нетканые укрывные материалы отечественного производства, напоминающие по своей структуре флизелин.
    Преимущество этого материала в том, что в отличие, например, от полиэтиленовой пленки они пропускают воду и воздух и способны защитить растения не только от слабых и сильных заморозков, но и от перегрева и обезвоживания. На внутренней стороне их, что немаловажно для большинства растений, никогда не образуется конденсат.
    Входящий в состав специальный стабилизатор ультрафиолетовых излучений делает эти материалы малоуязвимыми к разрушающему воздействию солнечных лучей, благодаря чему они долго не теряют своей прочности - срок службы от 2 до 6 лет в зависимости от плотности.
    Размеры: ширина 2,1 метра; длинна 10 метров.
    Упакован в полиэтиленовую пленку.
    Доставка наложенным платежом.

    Подробная информация на нашем сайте - http://www.parnikrb.ru

    ОтветитьУдалить
  75. Коля не знаю правильно я делал или нет у меня участок низко и я уже 5 лет укрываю сухой осокой лозу связываю подкладываю на землю кирпич ложу лозу фиксирую и укрываю осокой сверху чтоб не намокала лоза укрываю полосой целофановой плёнки по бока и торчам свободно проблем небыло ни разу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное, что вы бока тоже пленкой не закрыли. Хорошее укрытие, одобряю!

      Удалить
  76. Коля здравствуй. У меня вдоль стенки стеклянной теплицы расту пару кустов есть возможность прикрепить плёнку к стенке как продолжение теплицы только мини,внутри чемто лозу накрывать надо, есть сухое сено и листья ореха.што ты посоветуешь Коля.,и вобще стоит этим заниматься спасибо

    ОтветитьУдалить
  77. Здравствуй Николай. Как считаешь, возможно ли использовать для укрытия винограда минвату.

    ОтветитьУдалить
  78. Здравствуйте Николай,оцените мой способ укрытия,вдоль ряда я выкопал траншейку на штык лопаты в нее уложил и пришпилил лозу обработал все жел ,куп, сверху положил вязанку камыша без листьев чтобы она возвышалась над траншеейгдето 10_15 см, и с наступлением морозов укрываю черной полиэтиленовой пленкой, Вязанки камыша длиной 2_3 метра использую многократно,Сложенные подзабором места не занимают за несколько лет подмерзания и выпревания почек небыло илагу вбирал камыш+тепло трубок, Может что то не так? ответь ,Спасибо,

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Николай, как можно с вами связаться? оказываете ли Вы услуги поукрытию винограда? г.Киев.

      Удалить
    2. hr.resum@gmail.com мой контакт

      Удалить
  79. Здравствуй Николай. Как считаешь, необходимо ли поливоть виноград в ноябре, если он посажен в октябре, перед укрытием, при низком количестве осадков? Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
  80. Добрый день. Слышал такой способ: на нижнюю проволоку перекинуть ГЕОТЕКСТИЛЬ (дорнит) 400-500 г/м2, шалашиком, якобы вода стикает и не попадает на лозы. Хотелось бы узнать ваше мнение

    ОтветитьУдалить
  81. Николай! Доброго времени суток. Прошу Вашего совета по вопросу укрытия винограда, а именно. можно ли укрывать виноград мешками полипропиленовыми (из под сахара б/у)? Предворительно уложив лозы на землю, и просто их накрыть, подсыпав землю на края. Одни друзья говорят что вымерзнет, другие почка выпреет, теперь гадаю кто из них настоящие друзья)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. От мороза мешки не защитят, защитят только от оледенения. По моему выпревать не должно, меж волокнами там воздух проходит.

      Удалить
  82. Николай,а Сидоряка и сейчас укрывает свои короба камышовыми матами или как?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не знаю, давно с ним не общался. В какой-то год с серьезным минусом зимой, они ему не помогли.

      Удалить
  83. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  84. Здравствуйте виноградари!
    Я живу на юге Украины, 15км от Дуная, но даже у нас несколько дней на зиму бывает -21,
    Я только начал заниматься виноградарством, планирую выращивать в не укрывной форме, сорта по паспорту должны выдерживать наши минимальные морозы, но вот я оказывается не знал что первые года виноград нужно всё же укрывать, после зимы кишмиш юпитер распускается отлично, притом что ему только один год, а вот остальные что держат по -21/-23 почки померзли, распускаются ровно те (почки) что были под снегом. Подскажите пожалуйста сколько лет нужно укрывать молодые кусты пока они смогут уже выдерживать свой предел, и поможет ли если лозы не укладывая на землю чем то обмотать, мороз в -21 у нас предел и то буквально 1~2 ночи, может с недельку две держать -10. А вообще сколько времени достаточно для обмерзания почек?
    В нас как правило раз на зиму залетает снегопад а потом мороз на несколько дней, а остальное время в основном тепло и сыро.
    Спасибо Николай! Много информации полезной на форуме!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обмотка лоз точно ничем не поможет. А вот вымерзние почек выше уровня снега, это сигнал к тому что у вас все-таки зона укрывного винограда. Может это не каждый год, но поди угадай в какой это случится? Поукрывайте еще годик, и в принципе 3-летние кусты - это уже взрослые(при хорошем уходе конечно).

      Удалить