суббота, 26 ноября 2011 г.

Ответы про разбивку виноградника для Сергея Владимировича

В личку мне задал вопросы Сергей Владимирович и меня настолько поразило то, что он все так четко по полкам разложил, что я решил вынести его вопросы и мои ответы в отдельную статью, может еще кому-то пригодится.
Добрый вечер, Коля!
Здравствуйте Сергей Владимирович, вот это я понимаю, здорово подошли к делу – все четко описано!
Какой Вы молодец, блог просто супер. Огромное Вам спасибо за изложенный материал. Пишу Вам в личку, т.к. надеюсь получить ответы на интересующие меня вопросы,- к сожалению, в блоге есть затронутые читателями моменты, на которые ответов пока нет или они мне не совсем понятны.
Это плохо, что где-то непонятно, буду стараться писать про те нюансы, которые непонятны вам и другим читателям.

Немного о себе. Зовут меня Сергей Владимирович, мне 52года, я ветеран Вооруженных Сил, хоть и на пенсии, но работаю в частной фирме.
Суть письма в том, что давно мечтал заложить виноградник на 5-ти имеющихся у меня сотках, но, ни знаний, ни опыта нет абсолютно. И вот в настойчивых поисках, наконец, нашел то, что мне нужно - Ваш замечательный блог.
Цели, которые я преследую при закладке виноградника.
1. Найти "золотую " середину между сортами винограда и их количеством, как для дачи, так и для рынка (сам все не съешь, да и лишняя копейка пенсионеру не помешает).
2. Попытаться вырастить, насколько это возможно в моих условиях, несколько сортов технического винограда, для производства более-менее приличного вина.
Характеристика участка.
Участок находится в 200-х км. южнее Киева по одесской трассе в г. Умань. Имеет довольно сильный западный склон к озеру. Нижняя граница участка располагается на удалении 50-ти метров от воды, на высоте, приблизительно, 8-10-ти метров над поверхностью озера. Верхняя граница располагается на удалении 90 метров от воды. Нижняя граница ограждена сплошным деревянным забором. Преобладающие ветра - Сев.; Сев.-Зап. Освещение солнцем прекрасное, тени нет совершенно. Что касаемо грунтов - то чернозема (с трудом можно применить это слово т.к. он более коричневого цвета) всего см. 10-15, - ниже сплошная глина.
Я считаю, что у вас очень неплохие условия для винограда, а может даже и очень хорошие!
Что планирую.
Разбивку произвести 2.5 х 2.5,отступив от забора метров 10 (будет хоз. зона), по 5 кустов в ряду в направлении Сев.- Юг на 2-х метровых однополосных шпалерах.
2,5x2,5 это плохо – делайте 3,5x2 (а лучше 3,5 на 1,25, а на 5-ый год выбросите через один куст и получите в первые годы хороший урожай) Направление С-Юг – это правильно. Делайте одноплоскостную шпалеру с козырьком в 40см.
Посадочные ямы организовать 70х70х70.
Надо куб, а лучше пригоните экскаватор, и пусть он выроет вам траншеи на каждый ряд.
Грунт в ямах полностью заменить на отличный чернозем + коровий навоз. С поливом проблем нет, в будущем возможна организация и капельного полива.
Капельный должен быть с первого года, лучше не торопитесь с посадкой, но подготовьте все для полива и фертигации. Вы на 3-ий год получите такие мощные кусты, какие без капли и на 5-ый год не получите.

А теперь вопросы.
1. Подходит ли участок, на Ваш взгляд, для закладки виноградника, с учетом близости озера, освещенности, состояния грунта (ведь кроме посадочных ям – кругом одна сплошная глина).
Да. А у вас весенние заморозки когда-то листву в мае били? Если нет – то точно годится.
2. Правильная ли разбивка, размер посадочных ям, вид шпалер.
Все неправильно – что именно – написал сверху
3. Нужно ли в моем случае в посадочную яму закладывать щебень для дренажа и добавлять к чернозему песок.
Нет
4. Какие сорта винограда столового и технического, их количество, в самом оптимальном варианте, Вы бы посоветовали посадить, с учетом поставленной цели «дача - рынок», а также особенностей расположения участка, состояния грунта и других составляющих, влияющих на количество закладываемых сортов (Не смотря на размер ягод – кислый есть не могу).
Кишмиш лучистый(КЛ) (но это если вы там будете жить, один раз пропустите мильдью – потом ее не остановите), Кодрянка, Аркадия, Преображение. Это самый верняк, можно еще Надежду Азос и НПЗ. Теперь по процентному соотношению: я б ы так сделал - 1/4 КЛ, 1/4 Кодрянка, 1/4 Аркадия и 1/4 Преображение и по ряду Надежды Азос и НПЗ
5.Из какого вида винограда (столового или технического) делается сок.
Из технического, на сок хороши Рондо и Кристалл, но на вино так себе. Если хотите сделать действительно достойное вино - посадите Рислинг, есть шансы что может получиться, все же озеро рядом микроклимат создает. Но 100%-ой уверенности в этом нет.
6. Где купить саженцы, какая цена, возможно ли приобретение посадочного материала у Вас, хотя бы по одному (для начала) рекомендованного Вами сорта. Главное, что бы саженец был качественный, а не то, что тебе «впарят» на рынке.
Мои друзья занимаются выращиванием саженцев, я сам лично у них покупаю.
С нетерпением буду ждать ответа, всего Вам доброго
Выше этих камней планирую разбить виноградник, на фото, забора еще нет.


20 комментариев:

  1. Николай огромное спасибо за такую насыщенную и понятную информацию

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Коля!
    Огромное спасибо за науку и советы. Розбивку изменил, но теперь, чем дальше в лес тем больше дров. Есть вопросы.
    1. Козырек шпалеры Т- образный или Г – образный, если Г - обр., то каким направлением, Зап. или Вост. (при ориентации шпалеры Сев. -Юг)
    2. Так, все же, между кустами 2 или 2.5м. Если садить через 1.25м, а потом выбрасывать через один куст, то с учетом затрат на земляные работы, замену земли в посадочных ямах, закладку удобрения – какой смысл, ведь в конечном итоге опять получается 2.5м. между кустами. Как правильно поступить?
    3.С крайними опорами шпалеры определился – труба ø 50мм (она же стойка забора) + внутренняя наклонная опора из арматуры ø12мм. А вот из какой трубы делать внутренние опоры (что бы иметь минимальные денежные затраты), квадратная труба 30х30мм – годиться для шпалеры с козырьком 40см? Зап. ветер ее не повалит? Что говорит практический опыт?
    4. Какое Вы рекомендуете расстояние между опорами?
    5. Нужно ли сваривать опоры в верхней точке в одном ряду между собой, или достаточно натянуть по козырьку три струны из проволоки?
    6. Имеется в наличии дугообразная теплица из 8-ми дуг, высотой 1.8- 2м, если их сварить между собой на определенном расстоянии (для опор) – для отдельно стоящей дугообразной шпалеры подойдет?
    7. Можно ли посадить разные сорта винограда в одном ряду? (весь участок сразу не осилить)
    8.. Как Вы относитесь к Интернет - магазинам по саженцам, как по мне – можно купить «кота в мешке», или есть нормальные?

    ОтветитьУдалить
  3. 1. Я бы все же делал Г. А то при Т получается что в горизонтальной плоскости пбеги будут реже чем в вертикальной, хотя наоборот можно было бы. Направлять козырек можно в любую сторону, но я бы направил его на запад.
    2. Между кустами вообще-то при одноплоскостной шпалере должно быть 3 м. Или хотя бы 2,5. Но поскольку вы сказали что у вас бедная почва - то я написал 2. У меня например, на бедном песке, на кустах что моложе 10 лет есть по 15 побегов, что старше - чуть больше 20-ти(вот и считайте сколько они займут шпалеры по длинне, расстояние между зелеными побегами должно быть 15см и больше). Но если вы сделаете серьезные посадочные траншеи и заправите достаточно плодородной почвы туда, то лучше чтоб было между взрослыми кустами 3м. если сделаете не очень серьезные посадочные ямы, то можно и 2м между кустами. Все тот вас зависит.
    3. квадратная труба 30х30мм - думаю да.
    4. у себя я делал 2м, но у меня арочная шпалера
    5.я бы не сваривал, но я не силен в опоросторении
    6 да
    7 нет, я бы так не делал, ну максимум в одном ряду 2 сорта(но не в перемешку естественно). почему? У меня старый виноградник так и посажен - все сорта в разнобой. Получается плохо, так как после снятия урожая с ранних сортов их нужно как можно быстрей обработать от оидиума, а я не могу так как остальные еще не созрели.
    8. нужно отзывы читать, но это все же лучше чем на базаре - там надуют верняк.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Коля!
    Спасибо за советы.Посадочные ямы буду делать - между кустами 2.5м, междурядье-3.5м., размером 80х80х80. Перегноя уже притащил кубов шесть (ему лет 10), одно настораживает - попадается "медведка", я ее конечно же бил, где на глаза попадалась, но боюсь, как бы ее в посадочную яму не занести по весне,и не знаю как с ней бороться.
    Если разрешите, еще несколько вопросов
    1.Перегной уплотнять ногами, или конкретно затрамбовывать (у меня есть тяжелая строительная трамбовка 20х40см.)
    2.По поводу шпалеры из дуг (я так понимаю - она же арочная) А вершина шпалеры не будет затенять ряды, сначала один, а потом другой. Может там какие то нюансы есть?
    3. Из рекомендованных Вами для посадки в моих условиях сортов - какие можно садить в одном ряду?
    4. В Ваших статьях встречался сорт Дунав, что посоветуете в моих условиях?
    5. По поводу обработки винограда (пока не встречал у Вас на блоге) - есть какие то плановые обработки, или они выполняются по мере необходимости, Подскажите, пожалуста, особенно для молодого виниграда. Может его надо обрабатывать при посадке?

    ОтветитьУдалить
  5. 1 Как хотите, я ногами уплотнял
    2 В арочной шпалере вся и фишка, что практиески весь лист сверху в горизонтпльной плоскости, а в ертикальной - малое кол-во, которое уже к середине июля удалять надо. (читайте мои статьи по зеленым операциям)
    3 Кодрянка с НПЗ, Аркадия с Надеждой Азос, А КЛ ни чем не садить, так как он болезненый и заражать другой сорт будет (если вдруг с обработкой прозеваете)
    4 мне его посоветовал Сергей Сидоряка. Ну что сказать, очень товарный виноград - цвет обалденный(розовый) и ягода крупная. Но болезненый и ну очень простой вкус. Я думаю что Преображение его сделает, и ягода крупнее и более вытянутая и к болезням лучшая устойчивость (но зато не всегда окрашивается, но я расскажу как нужно делать чтоб он окрашивался :) ).
    5 Ну как так не встречали? - самая популярная статья летом была. См. в разделе "Болезни винограда" Перед посадкой некоторые держат саженцы сутки в закрытом кульке с парами какого нибудь яда. Это от филоксеры. Но я так не делал, хотя может и надо уже, судя по тому как филоксера двигается на уастки любителей.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Коля! Выкопал 6 посадочных ям (80х80х80), заложил перегной сыпец. В каждую вошло (при уплотнении трамбовкой) 4 больших тачки, т.е. 32 ведра (доверху не досыпал 40 см.) И вот меня взяли сомнения – не много ли чистого перегноя, может надо чернозем еще подмешивать? Корни, которые будут отрастать, не погорят? Практически во всех источниках пишут, что перегной смешивают с землей (правда, пропорции у всех разные). Каковы Ваши аргументы? И еще вопрос: после перегноя - 10-15см. чистая земля с холмиком, потом саженец, затем опять чистая земля, а остальные 20 см. с перегноем землю смешивать или нет?

    ОтветитьУдалить
  7. Нет, не много перегноя. 4 тачки - это здорово, у меня тоже столько же в яму влазило. Но последние ямы я рыл 90 на 90. Видать вы луше утрамбовываете :) Корни не погорят. Они дойдут до пергноя только через месяц после посадки + еще пол года зимнего периода - за это время у меня даже не доконца перепревший компост препревал. Я считаю что не надо смешивать с черноземом, пусть будет больше более богатой субстанции. Остальные 20 см засыпете только осенью после первой вегетации. Что туда сыыпать - без разницы, там все равно корней быть не должно. Можете обычным черноземом, я у себя засыпал своей серой супесью, снятой с верхнего шара земли.

    ОтветитьУдалить
  8. Простите за наивный вопрос - а как же быть с задачей наращивания корневой массы.У Вас в видео материалах я видел, что в последующем Вы прикапываете саженец в наклонной плоскости (1.5-2 штыка)для наращивания корней на штамбе. Разве удобрений там быть не должно? К тому же, где то в интернете, мне попадалось видео о выкопаном взрослом кусте винограда и его корнях.Видно, что центрального(стержневого) корня у винограда нет, а корни растут в стороны.Опять же возникает вопрос удобрений. Или я что то не так понял?

    ОтветитьУдалить
  9. Это я не понял вопроса. За что вы переживаете, что что прикопаная часть штамба будет вне посадочной ямы? Так не прикапывайте его там!

    ОтветитьУдалить
  10. Коля, здравствуйте!Близится время посадки.Остановился на сортах:Аркадия,Кодрянка,Лора,Ливия,Рошфор,Супер экстра,Преображение,НПЗ,Благовест,Анюта,Надежда АЗОС,Сфинкс.С этими сортами работает наш местный фермер.Есть у него корнесобственные сажанцы(еще , правда, не выкопал), но он мне предлагает посадить 5-ББ (Кобер)или 101-14 а на них летом привить перечисленные сорта (прививать будет сам).Говорит о многих преимуществах.И вот я не знаю как поступить.Подскажите, пожалуйста. А то труда в посадочные ямы вложил много, капельный полив скоро закончу. Не хотелось бы тратить время на эксперименты

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело он вам говорит, а вы не верите! Что за недоверчивый неарод пошел! На кобере будут совсем другие кондиции гроздей, и ягоды крупнее.

      Удалить
  11. Коля, здравствуйте! В прошлом году 28 апреля посадил в свои посадочные ямы Кобер, вырастил по две лозы, а уже 11июля привил по одной почке на каждую НПЗ, Фавор, ЮБН, Кодрянку, Преображение. Приживаемость 100%. Саженцы Кобера были с неплохой корневой, так что к моменту прививки толщина побегов в среднем была 6мм. Осенью обрезал все на 6 почек, т.к. не уверен был на счет вызревания лозы.
    В этом году поставил каплю, кормлю ведром куряка раз в неделю, обработки от болезней по Вашей схеме. Болезней нет, внекорневых обработок не делал.
    А теперь появились вопросы. На всех кустах оставил по 4 лозы, рост побегов одинаковый (что с гроздями , что без), очень интенсивный, на сегодняшний день толщина лоз12-15мм. Коронки все загнуты. Шпалера Y-образная, 2.1м. Преображение обламывал уже два раза (перерос шпалеру практически до земли). ЮБН, Преображение и Фавор выбросил пасынки с двумя гроздями (на лозах с двумя гроздями и без них), некоторые уже отцвели, а основные лозы все равно прут. Что делать с этими пасынками, если оставлять то сколько на основную лозу.
    И еще вопрос по поводу подкормок. С 15июля добавляю монофосфат калия по чайной ложке на ведро коровяка, а когда прекращать подкормки коровяком – сейчас, и давать только МК или 1 сентября (в Ваших комментариях есть разные рекомендации, в одних – азота не давать со второй половины лета, в других кормить до сентября)
    На Вашем видео виноградника Федоренко я заметил, что побегов выше верхней проволоки у него нет (или эта съемка произведена после чеканки, в конце августа?) Может и мне сейчас обрезать побеги по верхнюю проволоку?
    И огромная благодарность Вам за науку !!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, во первых, если вы вырастили по 2 лозы в первый год, то нужно на второй было оставить чуть больше чем 4, а именно 5-6. Это для обычных сортов, а у вас сильнорослый кобер. Плюс хорошая агротехника - вот и прет :) Я думаю что он в этот богатый осадками год 8-9 лоз потянул бы. Ну это такое.. На следующий год дайте уже серьезную нагрузку 12-15 побегов и на каждой по 2 грозди. Когда даешь 2 грозди - буйный рост моментально проходит).

      Пасынки. Все грозди на них оставьте - может успеют созреть. А сами пасынки обламуйте с оставлением 2 листьев, а верхушку побега прищипывайте. Счас вам важно чтоб в почках хорошие соцветия заложились и чтобы побеги в жировики не превратились.

      Подкормки. В вашем случае азота не давать вообще.

      Побеги конечно прочеканьте, но так рубить не надо. Оставьте листвы столько, сколько позволяет шпалера. Я так понял у вас Y-образная со свисающим приростом. 25-30 листьев, если можете, минимум 20.

      Удалить
  12. Спасибо. В этом году привил Долгожданный,Рошфор,Первозванный,Аркадия, София,Гарольд,Ливия,Анюта,Лора, Надежда АЗОС, и Кишм.Лучистый.Все принялось, Вот только не знаю что с Лучиком делать.Прививал 11июня, на сегодняшний день побег вырос уже см.60, выбросил 2 грозди (одна довольно крупная , вторая поменьше).Вопрос: оставлять грозди или нет, если оставлять -то прищипку верхушки перед цветением делать или нет? А Кобер садил весной в прошлом году, но тогда прививку не делал т.к. лоза тонковатая была

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно одну гроздь оставить я думаю. А побег прочеканьте как обычно в августе.

      Удалить
  13. На моих прививках, сделаных 11июня, на разных кустах побеги на сегодняшний день имеют прирост от 10см до 50см (кроме Лучика, тот растет нормально). Вопрос - когда чеканить, крайний срок ?

    ОтветитьУдалить
  14. Коля, здрувствуйте! Большая просьба - опишите, пожалуйста, в отдельной статье особенности ухода за техническими сортами (агротехника, полив).Читатели задавали Вам по этому поводу вопросы, но ответов пока нет. А ведь многие хотят иметь также и тех. сорта

    ОтветитьУдалить
  15. информация важная особенно про подвои

    ОтветитьУдалить